Заключение об осведомленности сотрудника в сведениях, составляющих государственную тайну, и возможности выезда за границу

Содержание

Организация режима секретности при выезде за границу военнослужащих и гп

Заключение об осведомленности сотрудника в сведениях, составляющих государственную тайну, и возможности выезда за границу

В этой статье мы рассмотрим, какие категории граждан могут быть временно ограничены в праве выезда за границу, в каких случаях это возможно и существует ли возможность выезда за границу военнослужащим и лиц с допуском к государственной тайне.

Все ограничения в правах, касающиеся гражданина, допущенного или ранее допускавшегося к государственной тайне, перечислены в статье 24 Закона РФ № 5485-1 от 21 июля 1993г.

  • Основания для введения временного ограничения права гражданина на выезд за пределы страны
  • Как оформить документы для выезда за границу
    • Как оформить документы для выезда за границу
    • Ожидаем, когда рапорт согласует орган безопасности
    • Порядок выдачи и хранения паспорта

Основания для введения временного ограничения права гражданина на выезд за пределы страны

  1. Государственная служба в органах ФСБ. Ограничение действует до окончания действия заключенного контракта на службу или трудового договора.
  2. Прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы. Ограничение действует до окончания срока службы.

  3. Закон о государственной тайне, который предполагает ограничение на выезд, если гражданин по роду своей деятельности, согласно заключенного им контракта, допущен к сведениям особой важности или к совершенно секретным сведениям, которые относятся к государственной тайне.

    Согласно закону срок ограничения прописан в трудовом договоре (контракте) и действует согласно договору. При этом максимальный срок ограничения прекращается после истечения пяти лет с момента последнего контакта с секретными сведениями.

Если после пятилетнего срока секретность тех данных, к которым имел доступ гражданин, сохраняется, то специальная Межведомственная комиссия может продлить срок ограничения.

Максимальный срок, на который может быть ограничен в выезде за границу военнослужащий, составляет 10 лет. Он считается вместе с тем сроком, который был введен в подписанном трудовом договоре.

Допуск к государственной тайне оформляется или по месту службы (работы), или по месту воинского учета в военкомате. При допуске гражданин оформляет письменное согласие на временные ограничения прав, в том числе и на выезд за границу военнослужащим.

Данное согласие отражается в трудовом договоре. Если трудовой договор не оформляется, согласно п. 5, пп. «б» п. 7 и п. 10 Инструкции, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 63 от 06 февраля 2010 г.

, гражданин подписывает расписку о своем согласии на временное ограничение прав.

Согласно Закона № 114-ФЗ (ст. 16), при оформлении допуска к секретным сведениям гражданин получает уведомление от уполномоченного органа МВД, в котором раскрывается срок ограничений и основания, на которых они были введены.

Как оформить документы для выезда за границу

Закон № 114-ФЗ (ст. 7) определяет, что для пересечения границы РФ гражданин должен иметь заграничный, служебный или дипломатический паспорт.

Для военнослужащих ВС РФ, кроме проходящих службу по призыву, а также для служащих федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, если в них есть военная служба, порядок выезда за границу начинается, в соответствии со ст. 19 Закона № 114-ФЗ, с получения официального разрешения от командования.

Рассмотрим порядок получения паспорта, необходимого для пересечения границы. Такой порядок определен в правовых актах соответствующих федеральных органов и ведомств.

Так, для внутренних войск МВД РФ порядок получения паспорта будет таким:

Подача рапорта на имя должностного лица, уполномоченного на решение этого вопроса

При доступе военнослужащего к совершенно секретным сведениям или к сведениям особой важности выдача паспорта или временное ограничение права военнослужащего на выезд из России производится на основании решения уполномоченного должностного лица, а решение принимается на основе документов, подтверждающих уровень доступа военнослужащего к секретным сведениям.

В соответствии с Порядком, утвержденным Приказом МВД РФ № 378, актуальность секретности данных, к которым военнослужащий получил доступ, проверяется на момент подачи им рапорта.

Если военнослужащий мотивированно считает, что его ограничение в праве на пересечение государственной границы РФ не обоснованно, то, согласно Порядка (п. 7) и Закона № 114-ФЗ (ст. 17), он может обжаловать его в Межведомственную комиссию и в судебный орган.

Допустим, что уполномоченное должностное лицо, проверив все сведения по уровню доступа военнослужащего, подавшего рапорт, дает разрешение на получение паспорта для выезда за границу. В этом случае, согласно п. 8 Порядка, он ставит визу на рапорте и далее рапорт передается в кадровый орган.

Если уровень допуска военнослужащего ниже, то есть он допущен к секретным сведениям, но не имеет допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, то в общем порядке военнослужащий подает такой же рапорт на имя уполномоченного должностного лица. На рапорте, в соответствии с п. п.

13 и 14 Порядка, должна быть проставлена запись об отсутствии допуска к совершенно секретным сведениям и к сведениям особой важности. Запись ставится начальником режимно-секретного подразделения. После этого уполномоченное лицо ставит свою визу на рапорте и рапорт поступает в кадровый орган.

Ожидаем, когда рапорт согласует орган безопасности

Специалист кадрового органа представляет завизированный рапорт военнослужащего и сопутствующие документы для согласования в орган безопасности. Орган безопасности, проверив все полученные документы, выдает справку о разрешении на получение паспорта.

Данную справку, согласно п. п. 9 и 10 Порядка, необходимо представить в государственный орган, занимающийся оформлением паспортов.

Получение паспорта

Согласно п. п. 24, 26-28 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ № 320 от 15 октября 2012 г., п. п. 24, 28.1.1 – 28.3.7 и 30 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ № 211 от 26 марта 2014 г, пп. 49 п.

11 Положения, утвержденного Указом Президента РФ № 699 от 21 декабря 2016 г. и п.

11 Порядка, военнослужащий должен подать заявление и все необходимые документы вместе со справкой от органа безопасности в орган МВД РФ, который должен оформить и выдать ему паспорт.

С момента поступления заявления и документов орган МВД, согласно ч. 5 ст. 10 Закона № 114-ФЗ, в течение трех месяцев оформляет военнослужащему с допуском к сведениям особой важности или к совершенно секретным сведениям требуемый паспорт.

Порядок выдачи и хранения паспорта

Хранение и выдача паспортов военнослужащих определяется правовыми актами соответствующих ведомств и федеральных органов, в которых они проходят службу.

Для органа ФСБ, например, установлен порядок, в соответствии с которым как военнослужащие, так и гражданский персонал ФСБ, если они имеют допуск к совершенно секретным данным или к сведениям особой важности, сдают свои паспорта после возвращения из заграничной поездки или после получения в уполномоченных органах государства на хранение в подразделение отдела кадров органа безопасности в пятидневный срок.

Если принимается решение об ограничении права на выезд за пределы России в отношении гражданского персонала, имеющего допуск к секретной информации, в пятидневный срок после принятия этого решения данные граждане обязаны сдать свои паспорта на хранение в подразделение кадров органа безопасности.

Паспорта выдаются с хранения военнослужащим только при наличии решения о выезде за границу для осуществления такого выезда. При возвращении из служебной поездки, в соответствии с п. п. 7-9 Инструкции, утвержденной Приказом ФСБ РФ № 179 от 14 апреля 2012 г., военнослужащие должны в пятидневный срок представить отчет о выезде за границу своему непосредственному начальнику.

Источник: https://moe-grazhdanstvo.ru/organizaciya-rezhima-sekretnosti-pri-vyezde-za-granicu-voennosluzhaschih-i-gp.html

Образец согласования выезда за границу фзб

Заключение об осведомленности сотрудника в сведениях, составляющих государственную тайну, и возможности выезда за границу

Но в исключительных случаях процедура может затянуться до полугода. Длительность зависит от оперативности сотрудников ФСБ и ГУВМ МВД и степени секретности обращающегося лица. Где забрать готовый экземпляр? Получать готовый паспорт можно только при личном обращении в отделение ГУВМ МВД.

Процедура выдачи документа военным лицам ничем не отличается от стандартного процесса для гражданских персон. Для этого понадобится внутренний паспорт РФ. При получении паспорта нового образца сотрудник по вопросам миграции делает фотографию владельца документа в специальном помещении. После чего паспорт распечатывают.

Владелец заграничного документа расписывается в отведенных графах и получает паспорт на руки.

Образец письма в фсб

Важно Но служба большинства людей, связанных с «хранением гос. тайны» практически аналогична службе героя Р.Редфорда в фильме «Три дня Кондора». И все равно, запрет на выезд за границу для них актуален.

Ограничение может быть снято только по факту тщательной проверки документов, с которыми работает человек. Основной критерий — степень секретности информации.

Если человек работает с просто «секретной» документацией, то ограничение на него не распространяется.

Если документы определяются как «особо важные» или «совершенно секретные», то возможность совершить путешествие у человека появится только по истечении 5 лет после увольнения. Здесь существует небезынтересный момент. Страны запрещенные к посещению Человек может иметь доступ к данным любой степени секретности.
Но далеко не факт, что он знаком с этими документами.

Уведомление о выезде заграницу с третьей формой допуска

Обычно людей, находящихся на государственной службе, своевременно уведомляют относительно того или иного изменения в законодательстве. Но если этого не произошло, человек должен поинтересоваться вопросом самостоятельно.


Подробную информацию о том, как это сделать, можно получить на официальном сайте соответствующего ведомства. Также можно обратиться с запросом в кадровое подразделение своего ведомства.

Важные обстоятельства Запрет на выезд за границу актуален для сотрудников государственной структуры в следующих случаях:

  • работа служащего связана с хранением государственной тайны;
  • человек служит в ФСБ;
  • гражданин РФ проходит военную или альтернативную службу.

Все три пункта необходимо рассмотреть более подробно.
Хранение государственной тайны Само это определение звучит зловеще и романтично.

Правила выезда госслужащих за границу

Рапорт (заявление) для получения разрешения на выезд за границу военнослужащих и лиц гражданского персонала органов Федеральной службы безопасности по частным делам Приложение 1 к Инструкции (п.

6) о порядке оформления разрешений и получения паспортов для выезда из РФ военнослужащих и лиц гражданского персонала органов ФСБ по частным делам Начальнику Инструктаж проведен РАПОРТ (ЗАЯВЛЕНИЕ) Прошу разрешить мне выезд из Российской Федерации по частным делам в с по .

Со мной следуют Цель поездки Места предполагаемого пребывания: Маршрут следования Вид транспорта Планируются встречи с Реквизиты туристической фирмы (установочные данные наприглашающее лицо) Источник финансирования Прошу выдать находящийся на ответственном хранении паспорт.

(должность; подразделение) (звание) (подпись) (фамилия, инициалы) 200_ г. Оборот Паспорт серии No.

Новые правила выезда за границу рф для сотрудников госструктур

  • Заключение об осведомленности сотрудника в сведениях, составляющих государственную тайну, и возможности выезда за границу. Данную справку можно заказать в отделе кадров воинской части.Обязательно наличие всех подписей: начальника подразделения, начальника кадрового подразделения, начальника (сотрудника) подразделения собственной безопасности, начальника секретариата.
  • Список на оформляемое лицо и членов его семьи по форме № 11, в 3-х экземплярах. В этом списке указываются данные военнослужащего и выезжающих с ним членов семьи:
  • фамилия, имя, отчество;
  • полная дата рождения;
  • место рождения;
  • место жительства (регистрации).
  • Копия документа обосновывающего выезд, например, выписка из турфирмы.
  • Учетная карточка военнослужащего в 2-х экземплярах.

Это быстро и бесплатно!

  • Как получить?
  • Где забрать готовый экземпляр?
  • Подводные камни и практические рекомендации
  • Заключение

Как получить? Военнослужащие в запасе, не имеющие доступа к секретным данным, оформляют заграничный паспорт в порядке, установленном для обычных граждан. Обратите внимание! Сроки оформления паспорта для таких военнослужащих в запасе могут быть увеличены, поскольку сотрудники ГУВМ МВД отправляют запрос в военную часть, в которой служил заявитель.

Для действующих военных порядок оформления отличен от гражданских лиц. Далее мы расскажем подробнее, как получить загранпаспорт военному, в том числе служащему по контракту.

Еще несколько лет назад право проводить отпуск так, как хочется, было у подавляющего большинства граждан России. Сегодня ситуация в корне изменилась. Госслужащие, в том числе и сотрудники МВД, отдыхать за границей права не имеют.

материала

  • 1 Тонкий вопрос
    • 1.1 Что послужило причиной
    • 1.2 Кто подпадает под запрет
  • 2 Важные обстоятельства
    • 2.1 Хранение государственной тайны
    • 2.2 Прохождение военной службы
    • 2.3 Информация для сотрудников ФСБ
    • 2.4 Возможное снятие запрета
  • 3 Вопрос заграничного паспорта
  • 4 Чиновники против
  • 5 Вопрос прав человека
  • 6 Окончательное решение

Тонкий вопрос В прошлом году документ, предполагающий запрет выезжать за границу лицам, находящимся на государственной службе, наделал много шума.
Ф.И.О. военнослужащего, в отношении которого отправляется запрос;

  • его должность и воинское звание;
  • страна визита;
  • сроки и цель поездки;
  • обоснование выезда за границу;
  • степень осведомленности в секретных сведениях;
  • орган, в котором планируется оформление загранпаспорта;
  • частота согласований со службой безопасности.

Кроме перечисленной информации, к письму следует приложить пакет документов:

  1. Справка выезжающего за границу.
  2. Документ, содержащий сведения о супругах и близких родственниках.
  3. Заключение об осведомленности в составляющих государственную тайну сведениях.
  4. Учетная карточка.
  5. Список на оформляемое лицо.
  6. Обоснование выезда.

С пометкой о вручении всех приложений только адресату командир воинской части подписывает документ и отправляет в отделение ФСБ.
Образец удостоверения сотрудника ФСБ России Этот момент обычно прописывается в контракте, который человек подписывает при приеме на работу в этой структуре.

Если у человека есть насущная необходимость посетить иностранное государство, то он обязуется написать заявление по установленной форме. Составить заявление рекомендовано за три месяца до предполагаемой поездки.

Внимание Обычно основой для разрешения на заграничное «рандеву» является серьезное заболевание самого сотрудника ФСБ или кого-либо из его родственников. Также сотруднику этого ведомства может быть дано разрешение посетить иностранную державу в случае необходимости присутствия на похоронах.

Разрешить выезд может только высшее руководство этой структуры.
Разрешение выносится только по факту тщательной проверки.

N 13, ст. 1689; N 15, ст. 2021; N 17, ст. 2321; N 30 (ч. I), ст. 4578, ст. 4589; N 50, ст. 7339, ст. 7340. *(2) Российская газета, 1993, 21 сентября, N 182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст.

4673; 2003,

N 27 (ч. I), ст. 2700; N 46 (ч. II), ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590, ст. 4596; N 46, ст. 6407. *(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст.

3254; 2004, N 28, ст. 2883; 2005, N 36, ст. 3665; N 49, ст. 5200; 2006, N 25, ст. 2699; N 31 (ч. I), ст. 3463; 2007, N 1 (ч. I), ст. 205; N 49, ст. 6133; N 53, ст.
6554; 2008, N 36, ст. 4087; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2010, N 17, ст. 2054; N 20, ст. 2435; 2011, N 2, ст. 267, N 9, ст. 1222; 2012, N 7, ст. 818; N 8, ст. 993.

Источник: http://lic-r.ru/obrazets-soglasovaniya-vyezda-za-granitsu-fzb/

Организация режима секретности при выезде за границу

Заключение об осведомленности сотрудника в сведениях, составляющих государственную тайну, и возможности выезда за границу

Бесплатная юридическая консультация:

Приказ ФСБ РФ от 17 апреля 2012 г.

N 179″Об утверждении Инструкции о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам»

С изменениями и дополнениями от:

В целях реализации Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»*(1), Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N»О государственной тайне»*(2), Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г.

N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»*(3), постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г.

N 1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба»*(4) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам.

2. Признать утратившими силу приказы ФСБ России от 17 апреля 2003 г. N 265 (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2003 г., регистрационный N 4527) и от 24 ноября 2010 г. N 580 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2010 г., регистрационный N 19285).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление кадров Службы организационно-кадровой работы ФСБ России и Управление собственной безопасности ФСБ России.

Бесплатная юридическая консультация:

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2012 г.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 1998, N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31 (ч. I), ст. 3420; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 3, ст. 410; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6240; 2008, N 19, ст. 2094; N 20, ст. 2250; N 30 (ч. I), ст. 3583; N 30 (ч. II), ст.

3616; N 49, ст. 5735, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 7, ст. 772; N 26, ст. 3123; N 52 (ч. I), ст. 6407, ст. 6413, ст. 6450; 2010, N 11, ст. 1173; N 15, ст. 1740, ст. 1756; N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; N 31, ст. 4196; N 52 (ч. I), ст. 7000; 2011, N 1, ст. 16, ст. 28, ст. 29; N 13, ст. 1689; N 15, ст. 2021; N 17, ст. 2321; N 30 (ч. I), ст. 4578, ст. 4589; N 50, ст. 7339, ст. 7340.

*(2) Российская газета, 1993, 21 сентября, N 182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; N 46 (ч. II), ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590, ст. 4596; N 46, ст. 6407.

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2004, N 28, ст. 2883; 2005, N 36, ст. 3665; N 49, ст. 5200; 2006, N 25, ст. 2699; N 31 (ч. I), ст. 3463; 2007, N 1 (ч.

I), ст. 205; N 49, ст. 6133; N 53, ст. 6554; 2008, N 36, ст. 4087; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2010, N 17, ст. 2054; N 20, ст. 2435; 2011, N 2, ст. 267, N 9, ст. 1222; 2012, N 7, ст. 818; N 8, ст.

993.

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 52, ст. 5929; 2008, N 14, ст. 1412.

Бесплатная юридическая консультация:

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июня 2012 г.Регистрационный N 24451

Утверждена инструкция о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов ФСБ России из государства по частным делам.

Для этого необходимо подать рапорт (заявление) не позднее чем за 3 месяца до планируемого выезда. Рекомендуемый образец приводится.

Решение о временном ограничении права на выезд из России или возможности выдачи паспорта и выезда из нашей страны принимает уполномоченное должностное лицо.

Право на выезд может быть ограничено до окончания срока контракта о прохождении военной службы, служебного контракта, трудового договора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Бесплатная юридическая консультация:

Определены случаи, когда уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении служащих, ознакомленных с гостайной.

В частности, это тяжелое состояние здоровья или смерть близких родственников, принятие наследства, прохождение лечения.

В иных исключительных случаях, а также при необходимости выезда на срок свыше 15 суток решение принимается по согласованию с директором ФСБ России, его заместителями, руководителями служб ФСБ России и др.

Паспорта служащих хранятся в подразделении кадров органа безопасности.

По возвращении из поездки за границу необходимо представить отчет. Срок — 5 дней.

Приказ вступает в силу с 1 июля 2012 г. Прежняя инструкция утратила силу.

Приказ ФСБ РФ от 17 апреля 2012 г. N 179 «Об утверждении Инструкции о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июня 2012 г.

Бесплатная юридическая консультация:

Регистрационный N 24451

Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2012 г.

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 13 июня 2012 г. N 132

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ ФСБ РФ от 4 марта 2013 г. N 115

Бесплатная юридическая консультация:

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Источник: http://base.garant.ru//

Каков порядок выезда за границу военнослужащих и лиц, имеющих доступ к гостайне?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Источник: http://dr-alisa.ru/organizacija-rezhima-sekretnosti-pri-vyezde-za/

Ограничения при допуске секретности 1, 2 и 3 формы

Заключение об осведомленности сотрудника в сведениях, составляющих государственную тайну, и возможности выезда за границу

Автор Сергей в 13 мая 2018. Новости

Для многих ограничения, связанные с допуском секретности, заключаются в запрете выезжать за границу. Именно невозможность зарубежных поездок в отпуск или к родственникам отпугивает многих от оформления допуска к гостайне и заключения соответствующего контракта.

Между тем, формальное наличие допуска секретности не означает автоматического запрета на пересечение границы, зато может предполагать ряд иных ограничений, о которых говорят и пишут редко.

Что означает допуск к гостайне

Допуск предоставляется:

  • должностным лицам и гражданам, которым по роду работы (службы) необходим доступ к сведениям и документам определённой степени секретности;
  • организациям, которым для проведения работ и оказания услуг необходим доступ к информации, содержащей гостайну.

Должностные лица и сотрудники оформляют допуск к гостайне по месту работы или службы. Юридические лица для доступа к секретным сведениям обязаны получить лицензию ФСБ.

Допуск позволяет изучать и работать с засекреченными документами. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.

Подробнее: Получение допуска к государственной тайне

Какие ограничения связаны с допуском секретности

Закон РФ «О государственной тайне» в ст. 24 предусматривает следующие ограничения прав и свобод для тех, кто оформил форму секретности:

1. Ограничения, связанные с выездом за границу.

Срок запрета оговаривается в трудовом договоре, с которым работник знакомится под роспись. Обратите внимание, что ограничение на выезд действует определённое время после увольнения, а органы ФМС и таможенной службы в обязательном порядке взаимодействуют с ФСБ по вопросам выезда «секретчиков» за границу.

Подробнее: Формы допуска к гостайне

Для тех, у кого 3 форма допуска секретности, ограничений практически нет. Они подписывают обязательство о неразглашении — и на этом, как правило, все ограничения заканчиваются. Более того, часто 3 форму допуска к гостайне получают лишь для оформления на должность из номенклатуры, и фактически человек может никогда так и не увидеть секретных документов.

Видимо, поэтому ФСБ считает таких носителей гостайны достаточно безобидными и позволяет выезжать за границу без указания о наличии формы секретности в анкете ФМС и уведомления работодателя.

С обладателями 1 и 2 формы допуска секретности сложнее. Как правило, в трудовом договоре установлен 5-летний срок ограничения на выезд с момента ознакомления с совершенно секретными или особо важными документами. По решению Межведомственной комиссии по гостайне срок может быть продлён в общей сложности до 10 лет.

  • Но не нужно думать, что наличие допуска секретности 1 или 2 формы автоматически закрывает вам путь за границу. Решение об ограничении возможности выезда принимается не просто по факту допуска к гостайне, а с учётом следующих обстоятельств:
    • факт непосредственной работы гражданина с совершенно секретными или особо важными сведениями и документами;
    • степень секретности сведений на момент запроса о выезде;
    • цель выезда, обстоятельства и другие факторы, которые влияют на принятие решения об ограничении права на выезд.

    Особенности выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени, таковы:

    • при оформлении заграничного паспорта ФМС обязательно согласует это с ФСБ;
    • при отрицательном заключении ФСБ в выдаче паспорта могут отказать;
    • даже при положительном заключении ФСБ загранпаспорт может оформляться до 3-х месяцев;
    • обо всех намерениях выехать за рубеж необходимо уведомить работодателя и 1 отдел;
    • 80% внутренних инструкций режимно-секретных предприятий предусмотрено, что загранпаспорт сотрудника хранится в 1 отделе и выдаётся лишь после согласования поездки.

    Оформляя допуск к гостайне, сотрудник осознаёт и соглашается с тем, что его право на выезд из РФ может быть ограничено, поэтому судебное обжалование запрета на выезд ничего не даст.

    Судебная практика поддерживает всестороннюю защиту государственной тайны и максимум, на что можно рассчитывать — сокращение срока ограничения выезда и только в случае, если удастся обосновать нецелесообразность и чрезмерность установленного срока.

    2. Ограничения, связанные с распространением секретной информации и использованием носителей гостайны

    За расплывчатой формулировкой скрываются:

    • запрет разглашать секретные сведения, ставшие известными гражданину по роду службы или работы;
    • ограничения, обусловленные соблюдением правил работы, хранения, передачи и пересылки носителей информации, содержащей гостайну;
    • ограничения, связанные с использованием открытий и изобретений, содержащих гостайну. Например, запрещается использовать вне помещений предприятия приборы или составляющие элементы секретных разработок. Запрещается вывозить или использовать чертежи или модели, прототипы или опытные образцы изобретений, на которые распространяются режим гостайны. Секретные сведения нельзя использовать в качестве примера или аргумента в общедоступных публикациях или научных работах.

    К подобной работе имеют доступ только лица с 1 и 2 формой допуска, поэтому ограничения распространяются только на них.

    3. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни

    В ходе проверки сотрудники работодателя и ФСБ получают анкетные данные претендента, которые проверяют в том числе и из других источников.

    В ходе такой проверки органы ФСБ могут, например, делать запросы в полицию, органы ЗАГС, учебные заведения и организации для проверки биографических сведений не только претендента на допуск, но и членов его семьи, получать информацию о банковских счетах, операциях, имуществе, сделках и т.д.

    Такие ограничения для оформления допуска секретности возможны лишь во время предварительной проверки. В иное время неприкосновенность частной жизни может быть ограничена только по основаниям, предусмотренным законом.

    Хотите узнать больше об ограничениях и процедуре оформления допуска к гостайне? Звоните!

    Трекбэк с Вашего сайта.

    Источник: http://licenziya-fsb.com/ogranicheniya-dopusk-sekretnosty

    Дело № АКПИ12-1137 от 03.10.2012 – Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция

    Заключение об осведомленности сотрудника в сведениях, составляющих государственную тайну, и возможности выезда за границу

    Дело №АКПИ12-1137

    от 3 октября 2012 года

    с участием прокурора Власовой Т.А.,

    [скрыто] о признании недействующим подпункта 19 пункта 24

    Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. №3-1,

    установил:

    подпунктом 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г.

    № 3-1 (далее -Инструкция), установлено, что работники, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну (по любой форме), обязаны согласовывать с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, выезд за границу.

    Астафьева Г.А. и Чепурин Е.В.

    обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного положения, ссылаясь на то, что приказами Управления Федерального казначейства по Оренбургской области их допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, был прекращен, служебный контракт с ними расторгнут и они уволены с государственной гражданской службы на основании пункта 8 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

    № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пункта 10 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

    Основанием для прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, послужил факт их выезда за пределы территории Российской Федерации без получения соответствующего разрешения руководителя организации.

    Требования заявителей о признании незаконным прекращения допуска к государственной тайне, восстановлении на работе решениями судов оставлены без удовлетворения.

    По мнению заявителей, подпункт 19 пункта 24 Инструкции, примененный судом при разрешении спора, нарушает право граждан, осведомленных о секретных сведениях (третья форма допуска) и не осведомленных о сведениях, составляющих государственную тайну, на выезд из Российской Федерации и противоречит пункту 1 статьи 15 и статье 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», статье 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».

    Федеральная служба безопасности Российской Федерации, уполномоченная представлять интересы Правительства Российской Федерации – заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указала, что оспариваемое предписание не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, поскольку не содержит положений, ограничивающих право на выезд из Российской Федерации лиц, имеющих третью форму допуска. Прекращение допуска к государственной тайне, расторжение служебного контракта и увольнение с государственной службы было осуществлено в отношении каждого заявителя как лица, которому необходимо было получить разрешение на выезд из Российской Федерации в связи с допуском к совершенно секретным сведениям (вторая форма допуска к государственной тайне).

    В судебное заседание заявители, извещенные надлежащим образом, не явились, в поступившем заявлении Чепурин Е.В. просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Обсудив доводы заявителей, выслушав возражения представителей заинтересованного лица Чарыева М.Р., Тарнопольского O.E.

    , оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.

    , полагавшей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований.

    Правительство Российской Федерации, реализуя нормативные положения статьи 114 Конституции Российской Федерации, статьи 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», статьи 4 и 20 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», постановлением от 5 января 2004 г. № 3-1 утвердило оспариваемую в части Инструкцию.

    Закон Российской Федерации «О государственной тайне» определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (абзац второй статьи 2); при этом предусматриваются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, – соответственно степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (статья 8).

    Кроме того, названный Закон Российской Федерации различает допуск к государственной тайне, которым признается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (абзац пятый статьи 2), и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (абзац шестой статьи 2).

    Соответственно трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, данный Закон Российской Федерации устанавливает три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан Российской Федерации: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным; при этом допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, и согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с данным Законом (части первая, третья и девятая статьи 21). Эти ограничения, согласно его статье 24, налагаются на должностных лиц и граждан, как допущенных, так и ранее допускавшихся к государственной тайне, и могут касаться права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.

    Согласно Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Федеральным законом (статья 2).

    Определяя круг лиц, право которых на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено, статья 15 названного Федерального закона относит к ним граждан Российской Федерации, которые при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключили трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что с момента последнего ознакомления со

    сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями срок ограничения, установленный в трудовом договоре (контракте) или в соответствии с данным Федеральным законом, не истек (абзац первый подпункта 1).

    Таким образом, Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» допускает ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в случае осведомленности не о любых сведениях, составляющих государственную тайну, а только о сведениях, отнесенных к категории особой важности или к совершенно секретным.

    Обязанность согласования выезда за границу лиц, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, независимо от формы допуска и от наличия в заключенном контракте условия об ограничении выезда за границу Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, закрепленная оспариваемой нормой, не является ограничением права на выезд, которое законодатель связывает с осведомленностью лица о сведениях определенной степени секретности и заключением трудового договора (контракта), предполагающего временное ограничение права на выезд из Российской Федерации.

    Требование о согласовании выезда, изложенное в данной норме, обусловлено выяснением характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, степени ее секретности, целей выезда и другими обстоятельствами, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения ограничения, предусмотренного подпунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», то есть в случае осведомленности работника о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях.

    Следовательно, оспариваемое предписание не предполагает ограничение права на выезд из Российской Федерации гражданина, допущенного к секретным сведениям (третья форма допуска), а также не осведомленного о сведениях, составляющих государственную тайну, и в силу этого не противоречит названному Федеральному закону и статье 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», в которой содержатся общие положения о возможности ограничения прав граждан, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.

    Необходимо также учитывать, что пункт 122 Инструкции устанавливает запрет на ограничение выезда в отношении работников, не осведомленных о сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора (контракта), допускающего временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации.

    Оспариваемая норма не предусматривает какой-либо обязательной процедуры и формы согласования выезда, необходимости сбора и оформления специальных документов, отсутствует в ней и перечень лиц, которые

    уполномочены давать разрешение на выезд. В связи с этим подпункт 19 пункта 24 Инструкции сам по себе не может расцениваться как устанавливающий разрешительный порядок выезда из Российской Федерации для граждан, допущенных к секретным сведениям (третья форма допуска).

    Неполучение согласования данной категорией работников не исключает возможности оформления ими документов на выезд из Российской Федерации в отличие от лиц, допущенных к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности, процедура согласования выезда которых регламентируется другими положениями Инструкции.

    В отношении проходящих военную службу по контракту военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, имеет место специальное регулирование, как и в отношении работников со второй и первой формой допуска.

    Возможность выезда данной категории военнослужащих из Российской Федерации поставлена в зависимость от наличия разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

    Особый, разрешительный порядок выезда указанной категории военнослужащих связан с особенностями их правового статуса, обусловленного характером военной службы, что исключает вывод о противоречии подпункта 19 пункта 24 Инструкции приведенной норме вышеуказанного Федерального закона.

    Трудовой кодекс Российской Федерации, определяя дисциплину труда как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 189), возлагает на работника обязанность соблюдать дисциплину труда и правила внутреннего трудового распорядка (статья 21).

    Аналогичные положения предусмотрены пунктами 3 и 5 части 1 статьи 15, пунктом 8 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    Обязанность согласования выезда за границу работников, допущенных к государственной тайне (независимо от формы допуска), корреспондирует вытекающей из приведенных законоположений обязанности нанимающегося согласовывать свое поведение с порядком, установленным работодателем, или со служебным распорядком государственного органа.

    Виновное неисполнение данной обязанности может являться основанием для применения работодателем (представителем нанимателя) принудительных или карательных мер для поддержания этого порядка, в том числе прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и расторжения трудового договора (служебного контракта), если исполнение трудовых (должностных) обязанностей требует допуска к таким сведениям.

    Правовое регулирование, осуществляемое оспариваемой нормой,

    направлено на обеспечение добросовестного исполнения работником своих трудовых (должностных) обязанностей, согласование взаимных прав и интересов сторон трудового договора (служебного контракта) и не может рассматриваться как ограничение права в аспекте, указанном заявителями.

    Таким образом, положение подпункта 19 пункта 24 Инструкции, предписывающее работникам, имеющим допуск к государственной тайне и принявшим на себя обязательства перед государством по неразглашению доверенных им сведений, согласовывать выезд за пределы Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, действующему федеральному законодательству не противоречит, прав и свобод заявителей не нарушает.

    Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

    решил:

    в удовлетворении заявления Астафьевой [скрыто], Чепурина [скрыто] о признании недействующим подпункта 19

    пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Судья Верховного Суда Российской Федерации

    Т.А. Петрова

    Источник: https://dogovor-urist.ru/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/%D0%B0%D0%BA%D0%BF%D0%B812-1137/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.