Справка военнослужащему (военнослужащей) о прохождении военной службы по контракту (действительной (сверхсрочной) военной службы) для целей пенсионного обеспечения

Содержание

Военный стаж для получения пенсии по выслуге

Справка военнослужащему (военнослужащей) о прохождении военной службы по контракту (действительной (сверхсрочной) военной службы) для целей пенсионного обеспечения

В последние годы государство потратило немало ресурсов для повышения привлекательности военной службы в нашей стране, что затронуло и выплаты для военных пенсионеров. Непростые условия труда с риском для жизни подлежат достойной оплате даже после завершения службы.

Но чтобы получать повышенную военную пенсию, военному приходится отдать значительную часть жизни государству, что связано со многими лишениями. Рассмотрим, каким образом рассчитывается стаж военной службы для назначения пенсии и особенности ее оформления.

В нашей стране на право получать повышенную военную пенсию могут претендовать следующие категории граждан:

  • военные, прослужившие не меньше 20 лет в вооруженных силах РФ;
  • граждане, состоявшие на военной службе не меньше 12,5 лет ( при наличии общего стажа более 25 лет), но при условии, что военнослужащий закончил трудовую деятельность по медицинским показаниям, в результате сокращения в организации или при достижении предельного возраста для действующего звания.

В данном случае право на получение военного пенсионного обеспечения получают не только непосредственные военнослужащие Вооруженных сил РФ, а также сотрудники следующих принадлежащих к нему подразделений:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Уголовно-исполнительная служба;
  • Министерство внутренних дел;
  • Инженерные и строительные войска;
  • Пожарные подразделения;
  • Министерство чрезвычайных ситуаций;
  • Служба разведки.

Если гражданин не попадает под действие хотя бы одного из перечисленных оснований, его выслуга будет зачтена в общий стаж, а пенсионное обеспечение будет установлено на общих условиях.

Чтобы стаж был учтен в выслуге лет на военной службе, необходимо быть официально трудоустроенным в следующих военных структурах:

  • вооруженные силы РФ, СССР и стран бывшего СНГ;
  • военные подразделения, отвечающие за правительственную связь и передачу информации;
  • пограничные структуры;
  • МЧС;
  • Разведывательные службы;
  • подразделения госохраны;
  • пожарные отряды;
  • ФСКН России (контроль за оборотом наркотиков);
  • все службы, по линии уголовно-исполнительной системы РФ.

Также в учет военной выслуги включаются периоды, которые непосредственно не связаны с прохождением военной службы:

  • период государственной гражданской службы, предшествующий военной службе;
  • время пребывания в плену;
  • период содержания в тюрьмах, если военный был реабилитирован;
  • период обучения в военных училищах.

Согласно законодательству РФ, срок отслуженных лет приравнивается периоду выслуги, но в некоторых ситуациях может использоваться льготный расчет. К примеру, служба в районах Крайнего Севера при соблюдении всех необходимых условий учитывается в выслуге как год за два. Если период обучения попадает под включение в выслугу, то ее засчитывают в пропорции: 1 год учебы – 6 месяцев службы.

Под льготное исчисление военной выслуги также попадает служба в особых условиях:

  • ликвидация последствий атомных аварий;
  • работа в летных подразделениях;
  • служба на атомоходах и подводных лодках.

Срочная военная служба, как и по контракту также будет включена в зачет выслуги лет в соотношении 1:1. В случае участия призывника в военных действиях будет применен льготный расчет.

Стаж военной службы

От срока военной службы напрямую будет зависеть размер будущей пенсии военнослужащего, поэтому к его учету необходимо отнестись очень внимательно. Документ, регламентирующий правовые отношения с военными пенсионерами, вышел в 1993 году – ФЗ №4468-1.

В зависимости от количества лет, отданного гражданином военной службе, изменится также и процедура оформления пенсионного обеспечения.

Для назначения пенсии по линии Министерства Обороны РФ

Срок военной службы для установления пенсии от Минобороны РФ имеет конкретные рамки:

  1. Больше 20 лет военной службы.
  2. Меньше 20 лет выслуги, но при наличии следующих дополнительных условий:
    • военный ушел со службы по медицинским показаниям, в связи с сокращением или после достижения 45 лет;
    • наличие общего стажа не менее 25 лет;
    • не менее 12,5 лет военной службы.

Назначением военных пенсий занимаются уполномоченные ведомства, где пенсионер проходил военную службу.

Для смешанных выплат

Смешанный стаж (СС) устанавливается военнослужащему при соблюдении им следующих требований:

  • причиной ухода с военной службы было сокращение, достижение предельного военного возраста, состояние здоровья;
  • выслуга не менее 12,5 лет, а общий стаж – 25 лет и более;
  • военная служба осуществлялась в подразделениях – Внутренних дел России, Минообороне, пожарных подразделениях, в управлениях по борьбе с наркотиками, уголовно-исполнительная структура.

Для оформления пенсии по СС в ПФР необходимо предоставить полный набор справок и документов:

  • заявление на назначение пенсии, в котором можно указать желаемый способ доставки выплат;
  • паспорт и СНИЛС;
  • справки для подтверждения выслуги и трудового стажа;
  • документальную информацию о среднем размере заработной платы в период до 2002 года.

Скачать образец заявления.

Предоставленные документы рассматриваются в течение 10 дней, и в случае положительного решения выплаты назначаются с месяца, следующего за обращением.

Расчет военной пенсии по смешанному стажу происходит следующим образом:

  1. Рассчитывается выслуга военного.
  2. Определяется общий стаж с разделением на трудовой и военный.
  3. Производится расчет денежного обеспечения на период военной службы и гражданской.
  4. Выделяются пенсионные выплаты из расчета: 1/2 денежного довольствия (за стаж до 25 лет), и 1% за стаж свыше 25 лет.

Рассчитывается размер смешанной пенсии по формуле:

Ср.оклад за военную службу + Ср.оклад за гражд.работу x 50%

Помимо этого, отдельным категориям военных пенсионеров, получившим военные травмы, положены дополнительные надбавки:

  • 3-кратный размер выплат – инвалиды I группы;
  • 2-кратный размер выплат – инвалиды II группы;
  • 1,5-кратный размер выплат – инвалиды III группы.

Условия начисления второй пенсии

Федеральный закон №136 устанавливает права военнослужащих на оформление не только военной, но и пенсии по старости при наличии отчислений в ПФР после завершения военной службы.

Порядок и сроки начисления «второй» пенсии для военнослужащих такие же, как и для остальных пенсионеров:

  • 55 лет для мужчин и 60 лет для женщин (если нет оснований для льготного выхода на пенсию);
  • гражданский стаж не менее 8 лет (в 2019 году – 9 лет);
  • наличие минимального количества пенсионных баллов (11,4 в 2019 году);
  • назначение военной пенсии по выслуге или инвалидности.

Страховая пенсия военного пенсионера также подлежит ежегодной индексации, как и для других граждан страны. Единственным отличием будет служить то, что пенсия в данном случае устанавливается без фиксированной выплаты.

Надбавки военнослужащим

Льготным категориям военных пенсионеров установлен повышенный коэффициент, на который умножается размер пенсионных выплат относительно общеустановленного размера социального пособия в стране:

  • инвалиды войны, травмированные в период боевых действий – от 1,75 до 3;
  • участники ВОВ и блокадники, получившие инвалидность – от 1 до 2,5;
  • участники ВОВ, жители Ленинграда в период ВОВ и пленные без инвалидности – 0,32;
  • военнослужащие, воевавшие в период ВОВ не менее полугода, а также отмеченные в за службу наградами – 0,16.

На увеличение пенсионных выплат до 100% от величины социальной пенсии могут претендовать военнослужащие, имеющие следующие знаки отличия:

  • звание Героя СССР, РФ и орден Славы 3 степеней;
  • звание Героя труда;
  • медали Олимпийский, Сурдлимпийских и Паралимпийских игр;
  • орден Трудовой славы 3 степеней или награда «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3 степеней.

Если пенсионер награжден сразу по нескольким основаниям, то пенсия будет пересмотрена в каждом конкретном случае.

Размеры надбавок к военной пенсии регламентируются ст. 17 ФЗ №4468-1:

  • в 2-х кратном размере — инвалидам I группы и военным пенсионерам, старше 80 лет (при необходимости дополнительного присмотра);
  • от 32% до 100% надбавки – для пенсионеров, имеющих иждивенцев;
  • 32% — участникам ВОВ, которым не установлена инвалидность, (80% после наступления 80 лет).

Индексация 2019

Размер военной пенсии непосредственно связан с величиной денежного довольствия, который представляет собой оклад военнослужащего в зависимости от звания, условий службы и количества надбавок.

В связи с увеличением в последние годы размеров ДД государству пришлось ввести специальные понижающие коэффициенты, которые используются для расчета военных пенсий, чтобы снизить нагрузку на госбюджет.

Несмотря на затруднительное экономическое положение в стране, поддержка военнослужащих, в том числе и пенсионеров, остается одним из приоритетных направлений, поскольку значительно повышает привлекательность службы в Вооруженных силах страны.

-консультация по теме

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://pensiapro24.ru/vidy/voennaja/stazh-voennoj-sluzhby-dlja-naznachenija-pensii/

О пенсионном обеспечении военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, их семей и выплате военнослужащим единовременного пособия при увольнении с военной службы, приказ минобороны россии от 16 ноября 1993 года №530

Справка военнослужащему (военнослужащей) о прохождении военной службы по контракту (действительной (сверхсрочной) военной службы) для целей пенсионного обеспечения

В соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации”
приказываю:

1.

Заместителям министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, группами войск, флотами, армиями и флотилиями; командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей, начальникам учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, военным комиссарам организовать в войсках (силах) и органах военного управления исполнение Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей” и постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941.

2.

Командующим войсками военных округов, военным комиссарам обеспечить назначение, выплату и пересмотр пенсий уволенным с военной службы военнослужащим, проходившим военную службу по контракту (принятому обязательству), семьям военнослужащих, потерявшим кормильца, выплату пособий пенсионерам и их семьям в соответствии с Законом Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей” и постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941.

3.

Ввести в действие Инструкцию о размерах и порядке выплаты военнослужащим единовременного пособия при увольнении с военной службы (приложение N 1 к настоящему приказу).

4. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации нормы приказов министра обороны СССР, а также признать утратившими силу нормы приказов министра обороны Российской Федерации согласно приложению N 2* к настоящему приказу.____________________

* Приложение N 2 в “Сборнике” не публикуется. – Примечание “КОДЕКС”.

Приложение N 1. Инструкция о размерах и порядке выплаты военнослужащим единовременного пособия при увольнении с военной службы

Приложение N 1к приказу министра обороныРоссийской Федерации

от 16 ноября 1993 года N 530

I. Единовременное пособие при увольнении с военной службы офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы, военнослужащих-женщин, а также других военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

1.

Офицерам (кроме проходящих военную службу по призыву), прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, военнослужащим-женщинам, а также другим военнослужащим, проходящим военную службу по контракту*, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие (далее – пособие) в следующих размерах:________________

* В последующих статьях настоящей Инструкции офицеры (кроме проходящих военную службу по призыву), прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие-женщины, а также другие военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, будут именоваться для краткости военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

а) увольняемым по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья (признанным военно-врачебной комиссией негодными или ограниченно годными к военной службе) или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы:

менее 10 лет – пяти окладов месячного денежного содержания (далее – оклад денежного содержания);

от 10 до 15 лет – десяти окладов денежного содержания;

от 15 до 20 лет – пятнадцати окладов денежного содержания;

свыше 20 лет – двадцати окладов денежного содержания;

б) увольняемым по другим основаниям (кроме оснований, указанных в статье 10 настоящей Инструкции) – 40 процентов размеров пособия, указанных в пункте “а” настоящей статьи (в зависимости от общей продолжительности службы).

2.

Офицерам, проходящим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы (кроме уволенных по основаниям, указанным в статье 10 настоящей Инструкции) выплачивается пособие в размере двух окладов денежного содержания.

3.

Военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) Российской Федерации или бывшего СССР, размер пособия, предусмотренного статьями 1 и 2 настоящей Инструкции, увеличивается на два оклада денежного содержания. Заверенная в установленном порядке копия орденской книжки или выписка из указа о награждении приобщается к раздаточной ведомости на выплату пособия.

4. В выслугу лет военнослужащих для выплаты пособия при увольнении с военной службы засчитываются в календарном исчислении периоды службы, указанные в пункте 1 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941. При этом пособие подлежит выплате за полные годы выслуги, без округления их в сторону увеличения.

5.

В случае повторного определения на военную службу военнослужащих пособие при последующем их увольнении с военной службы выплачивается исходя из общей выслуги лет на день последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях со службы (в окладах денежного содержания), но не менее чем в размере двух окладов денежного содержания.

Например, военнослужащий, проходивший военную службу по контракту, уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, имея на день увольнения 5 лет службы, в связи с чем при увольнении ему выплачено пособие в размере пяти окладов денежного содержания.

При повторном определении на военную службу этот военнослужащий прослужил 20 лет и увольняется по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

При последнем увольнении с военной службы ему подлежит выплата пособия в размере 15 окладов денежного содержания (то есть за 25 лет военной службы – 20 окладов денежного содержания, с зачетом ранее выплаченного пособия в размере 5 окладов денежного содержания).

6.

Пособие выплачивается:

а) военнослужащим, в том числе при увольнении с военной службы непосредственно с военных кафедр (циклов, отделений, факультетов) при государственных образовательных учреждениях профессионального образования (кроме указанных в пункте “б” настоящей статьи), – из окладов, выплачиваемых по последней штатной должности и воинскому званию на день увольнения с военной службы;

б) военнослужащим, прикомандированным для работы к высшим органам государственной власти и управления Российской Федерации, гражданским министерствам, ведомствам и организациям и получавшим непосредственно перед увольнением с военной службы заработную плату в порядке и размерах, установленных для работников этих органов, министерств, ведомств и организаций, – из должностного оклада, выплачиваемого по занимаемой на день увольнения с военной службы должности, а получавшим наряду с должностным окладом оклад по воинскому званию – из указанных окладов.

7. При выплате пособия принимаются в расчет оклады денежного содержания без повышения их за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях и других повышений.

8. Пособие выплачивается воинскими частями* при окончательном расчете с военнослужащими, увольняемыми с военной службы, и вручении им документов об увольнении.

Военнослужащим, увольняемым с военной службы непосредственно с военных кафедр (циклов, отделений, факультетов) при государственных образовательных учреждениях профессионального образования, пособие выплачивается по указанию финансово-экономического управления округа воинскими частями, дислоцированными по месту нахождения образовательного учреждения.

________________

* Здесь и далее по тексту настоящей Инструкции под воинскими частями понимаются воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации.

Военнослужащим, указанным в пункте “б” статьи 6 настоящей Инструкции, пособие выплачивается соответствующими органами государственной власти и управления Российской Федерации, министерствами, ведомствами и организациями, в которых перед увольнением проходят военную службу эти военнослужащие.

9.

Основанием для выплаты военнослужащим пособия является приказ командира воинской части по строевой части (для военнослужащих, увольняемых с военной службы непосредственно с военных кафедр, циклов, отделений, факультетов при государственных образовательных учреждениях профессионального образования, – приказ командира воинской части, в которой по указанию финансово-экономического управления округа производится выплата). В приказе указываются основание увольнения и полные годы выслуги, за которые подлежит выплате пособие, размер этого пособия в окладах денежного содержания (с указанием суммы в рублях), каким государственным орденом (орденами) Российской Федерации или бывшего СССР награжден военнослужащий в период прохождения военной службы.
По месту выплаты пособия производятся записи в графе 12 послужного списка личного дела и в разделе 14 расчетной книжки военнослужащего с указанием, на основании какого приказа выплачено пособие, его размера (в окладах денежного содержания и в рублях) и общего периода календарной службы, за который выплачено пособие.

10. Пособие не выплачивается военнослужащим, уволенным с военной службы:

а) за невыполнение им условий контракта;

б) за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего;

в) в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы;

г) в связи с лишением воинского звания;

д) в связи с переводом на службу в органы внутренних дел.

II. Единовременное пособие при увольнении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

11.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (кроме указанных в статье 2 настоящей Инструкции), при увольнении с военной службы выплачивается пособие, равное установленному законом минимальному размеру оплаты труда, а указанным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – равное пяти установленным законом минимальным размерам оплаты труда на день их увольнения*.________________

* Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, пособие выплачивается в размере двух получаемых окладов по воинской должности.

В этих же размерах выплачивается пособие указанным военнослужащим, увольняемым с военной службы с присвоением офицерского звания по запасу.

12.

Выплата пособия военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится на основании документов (копий документов), подтверждающих отсутствие родителей или уклонение их от содержания детей: свидетельства о смерти родителей; решения суда о лишении родительских прав, признании их недееспособными; приговора суда об осуждении; решения об установления опеки (попечительства) или устройства в детское( )учреждение, справки из детского учреждения и других.

Пособие не выплачивается военнослужащим;

а) перешедшим на военную службу по контракту непосредственно в период прохождения военной службы по призыву;'
б) курсантам, отчисленным из военно-учебных заведений до достижения призывного возраста;

в) уволенным с военной службы в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы.

Текст документа сверен по:Сборник изданных нормативных и правовых актов по реализации Федерального закона”О статусе военнослужащих”, выпуск 6, М., 1996 год     

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901920091

Бесплатная юридическая консультация онлайн

Справка военнослужащему (военнослужащей) о прохождении военной службы по контракту (действительной (сверхсрочной) военной службы) для целей пенсионного обеспечения

РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ В ТРИ ЭТАПА:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

      Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 июля 2003 г.

N 268-О высказал правовую позицию, заключающуюся в том, что установление зачета периодов прохождения военной службы в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии военнослужащим, проходившим военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и соответственно дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина и нарушающая право на пенсионное обеспечение. А также из вышеуказанного Определения Конституционного Суда Российской Федерации следует, что именно федеральный законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью более широкого привлечения граждан Российской Федерации на военную службу на контрактной основе, вправе решать, целесообразно ли устанавливать правило о том, чтобы время их военной службы по призыву в особых условиях засчитывалось им в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии со ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении не в календарном, а в льготном исчислении. 22 сентября 1993 г. Советом Министров – Правительством Российской Федерации принято Постановление N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации” (далее – Постановление).

      В п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г.

N 5481/1-1 “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах” указано на то, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах” в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии. Таким образом, военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников).

       Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 г.

N 986 “Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей” с 1 января 1983 г.

выслуга лет для назначения пенсии в льготном порядке (один месяц за полтора) исчислялась только лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы.

     В соответствии с п.

57 Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей, утвержденного указанным Постановлением, периоды действительной срочной военной службы, кроме подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

       Пунктом 5 Постановления установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Так, например, гр. З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанного выше правового положения не соответствующим ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах” и ст. 37 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”. В обоснование заявленного требования З. указал, что имеет место несоответствие оспоренного им положения Постановления указанным выше Законам в части исчисления выслуги лет военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, за период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения. Данный гражданин полагал, что зачет срока срочной военной службы (кроме оговоренных случаев, в данном случае не относящихся к заявителю) в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении нарушает его права как военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в условиях чрезвычайного положения. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 9 октября 2012 года по делу N АПЛ12-542 указала на следующее: пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” (далее – Закон о пенсионном обеспечении), ст. 1 которого распространяет его действие на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу). Статьей 2 Закона о пенсионном обеспечении установлено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – действительную срочную военную службу) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”. Согласно ст. 18 Закона о пенсионном обеспечении время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации. Так, во вступившем в законную силу решении Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. по делу N ВКПИ 01-12 было указано, что утверждение в жалобах, со ссылкой на п. 1 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 и ч. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, о том, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим по контракту должна включаться в льготном исчислении военная служба по призыву в особых условиях, является необоснованным.

       Верховный Суд Российской Федерации в решении установил, что Правительство Российской Федерации имело полномочия на принятие Постановления и его п. 5 соответствует нормам Закона о пенсионном обеспечении.

        Гражданин З., являясь военнослужащим срочной службы внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в период с 1 июля по 1 ноября 1993 г., а затем проходил службу в органах внутренних дел, откуда был уволен 17 марта 2006 г.

С учетом льготного исчисления периода службы в условиях чрезвычайного положения его выслуга в органах внутренних дел составила бы более 20 лет, в связи с чем он приобрел бы право на пенсию за выслугу лет по нормам Закона о пенсионном обеспечении.

Однако Управлением МВД России по Приморскому краю в назначении этой пенсии ему было отказано со ссылкой на Постановление, в силу которого военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – срочная военная служба), кроме особо оговоренных случаев, не относящихся к заявителю, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Отказ в назначении пенсии за выслугу лет был оспорен гр. З. в районном суде, однако его решением, проверявшимся в кассационном и надзорном порядке, заявление было оставлено без удовлетворения. В силу ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах” военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. Заявитель правильно указывает, что из приведенной нормы не следует вывод о ее распространении лишь на военнослужащих, проходящих службу по контракту, поскольку в соответствии со ст. 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ к военнослужащим относятся и сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву. Однако при этом он не учитывает, что в данной норме закреплено общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, которое должно применяться дифференцированно, т.е. в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, – в льготном исчислении в трудовой стаж. Изложенный вывод подтверждается содержанием ст. 37 Федерального закона “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”. Согласно ч. ч. 2 и 3 названной статьи срок привлечения личного состава соединений и воинских частей (подразделений) внутренних войск к выполнению возложенных на них задач по обеспечению режима чрезвычайного положения не должен превышать три месяца. При этом срок военной службы, засчитываемый в выслугу лет, дающую право на пенсию, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по контракту, исчисляется из расчета один месяц за три месяца; срок военной службы, засчитываемый в трудовой стаж для назначения пенсии, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, исчисляется из расчета один месяц за три месяца.

       Таким образом, федеральным законодателем специально оговорено, что военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, срок военной службы по обеспечению режима чрезвычайного положения из расчета один месяц за три месяца засчитывается только в трудовой стаж для назначения пенсии, а не в выслугу лет.

       Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17 июля 2003 г.

N 268-О, именно законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью более широкого привлечения граждан Российской Федерации на военную службу на контрактной основе, вправе решать, целесообразно ли устанавливать правило о том, чтобы время их военной службы в особых условиях по призыву засчитывалось им в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии со ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении не в календарном, а в льготном исчислении.

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация

Адвокат Денис Лисенков

Источник: https://www.1yuridicheskaya-konsultaciya.ru/voennosluzhashchim/o-zachete-vremeni-proxozhdeniya-voennoj-sluzhbyi-po-prizyivu-konsultacziya-voennogo-yurista.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.