Постановление о назначении экспертизы при проведении выездной налоговой проверки

Содержание

Экспертиза в выездной налоговой проверке

Постановление о назначении экспертизы при проведении выездной налоговой проверки

При выездной налоговой проверке (ВНП) часто возникают вопросы, для разъяснения которых налоговые органы вынуждены прибегать к помощи специалистов, обладающих специальными знаниями или навыками в науке, искусстве, технике, ремесле и иной сфере.  В таких случаях налоговая в ходе налоговой проверки привлекает эксперта, руководствуясь ст.

95 Налогового кодекса РФ, которая определяет порядок назначения и проведения экспертизы в рамках выездной налоговой проверки. Цель привлечения эксперта при выездной налоговой проверке – получение налоговым органом достоверной и объективной информации о деятельности проверяемого налогоплательщика для привлечения его к ответственности.

И нужно отметить, налоговые органы довольно часто прибегают к экспертизе в рамках налоговой проверки.

Законодательством предоставлено право самостоятельного принятия налоговыми органами решений о целесообразности проведения экспертизы в рамках налоговой проверки и даже право самостоятельного выбора экспертной организации и непосредственно эксперта.

Результаты проведенной в рамках выездной налоговой проверки экспертизы помогают налоговым органам использовать заключение эксперта в качестве основного доказательства в суде, наличие которого может привести к подтверждению или опровержению таких обстоятельств в отношении налогоплательщика, как:

  • установление факта подписания документов конкретным лицом;
  • определение времени (давности) изготовления интересующего документа;
  • установление принадлежности товаров (работ, услуг) к определенному виду или группе;
  • стоимость интересующего объекта, товара, основных средств налогоплательщика.

Согласно п. 3 ст. 95 Налогового кодекса РФ экспертиза налоговой проверки назначается должностным лицом налогового органа, проводящего выездную проверку в отношении проверяемого налогоплательщика путем вынесения соответствующего постановления.

Постановление о назначении и проведении экспертизы налоговой проверки должно быть оформлено по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ (см. Приложение № 9).

В нем обязательно должно быть указано место и дата его составления, основания назначения экспертизы, сведения об эксперте и экспертной организации (учреждении), которая будет проводить экспертизу налоговой проверки, и самое важное, вопросы, которые должны быть поставлены перед  экспертом с материалами для исследования, которые передаются эксперту для исследования.

Основанием для назначения и проведения экспертизы налоговой проверки является как правило неопределенность в содержании документов проверяемого налогоплательщика: договоры с одним и тем же контрагентом, но разными датами составления, или с одной и той же датой, но разными предметами, документы, содержащие сведения о реализации несуществующего товара (не оказанной услуги) и т.п.

Налоговый орган может привлекать эксперта и назначить проведение экспертизы в рамках налоговой проверки даже после ее завершения при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля, об этом сказано в статье 95 и абзаце 3 пункта 6 ст.101 Налогового кодекса РФ.

Последовательно порядок проведения экспертизы в рамках налоговой проверки можно определить следующим образом:

  • вынесение постановления о назначении экспертизы;
  • ознакомление проверяемого налогоплательщика с постановлением о назначении экспертизы;
  • составление протокола об ознакомлении налогоплательщика с постановлением о назначении и проведении экспертизы;
  • передача налоговым органом материалов выездной налоговой проверки эксперту для исследования;
  • непосредственное проведение экспертизы;
  • оформление (вынесение) письменного заключения эксперта (п.8 ст.95 Налогового кодекса РФ).

Права и обязанности налогоплательщика и налогового органа при проведении экспертизы

При проведении экспертизы в рамках налоговой проверки все участники процесса наделены определенными правами и обязанности. Так, при проведении экспертизы налоговый орган обязан ознакомить проверяемого налогоплательщика с постановлением о назначении экспертизы, разъяснить его права, отразив это в протоколе ознакомления.

Протокол должен быть составлен по утвержденной форме (см. Приказ ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ — Приложение № 10).

Помимо указанного, должностное лицо налогового органа, назначившее экспертизу, обязано перед началом ее проведения, разъяснить эксперту его права и обязанности, установленные пунктом 4,5, 8 статьи 95 Налогового кодекса РФ, а также предупредить эксперта об ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Налогового кодекса РФ («Неправомерное несообщение сведений налоговому органу»).

Также налоговый орган руководствуясь пунктом 4 статьи 102 Налогового кодекса РФ предупреждает эксперта за дачу заведомо ложного заключения, и поставить в известность, что утрата переданных ему для исследования документов, содержащих налоговую тайну и разглашение таких сведений влечет ответственность.

В обязанности налогового органа входит заключение договора с выбранным экспертом (экспертной организацией) и обеспечение возможности присутствия проверяемого налогоплательщика при проведении экспертизы, а по ее завершению ознакомить проверяемого налогоплательщика с письменным заключением эксперта.

Что касается прав налогоплательщика при проведении экспертизы налоговой проверки, то он вправе заявлять ходатайства о назначении другого эксперта, заявлять отводы выбранному налоговым органом эксперту, однако, такой отвод налогоплательщик обязан мотивировать.

Налогоплательщику предоставлено право ставить перед экспертом свои дополнительные вопросы, присутствовать при ее проведении, представить дополнительные вопросы на экспертизу, присутствовать при ее проведении, давать объяснения эксперту с разрешения должностного лица налогового органа, а также давать объяснения относительно результатов проведенной экспертизы, ходатайствовать о назначении повторной или дополнительной экспертизы, все эти права перечислены в п.7 ст. 95 Налогового кодекса РФ. Любые объяснения, возражения или ходатайства проверяемого налогоплательщика, представленные в ходе или в связи с экспертизой в рамках налоговой проверки, должны быть приобщены к материалам выездной налоговой проверки.

Права и обязанности эксперта

Налоговое законодательство предоставляет право эксперту, привлеченному для проведения экспертизы, знакомиться со всеми  материалами, относящимися к предмету экспертизы, об этом говорится в пункте 4 статья 95 Налогового кодекса РФ. Эксперт также вправе заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, если имеющихся не достаточно (см. п.5 ст. 95 Налогового кодекса РФ).

Эксперт может указать в своем письменном заключении выводы об имеющих значение для дела обстоятельств, даже при отсутствии прямо поставленных участниками процесса вопросов по данным обстоятельствам, а также отказаться от дачи своего заключения, если предоставленные налоговым органом материалы, относящиеся к предмету исследования, недостаточны, а также в случаях, когда привлеченный эксперт не обладает необходимыми знаниями. Письменное заключение должно быть выдано от имени эксперта, осуществляющего проведение экспертизы.

Законодательством не предусмотрено право эксперта разрешать вопросы о наличии или отсутствии факта налогового правонарушения со стороны проверяемого налогоплательщика, в том числе имело ли место нарушение налогоплательщиком порядка налогового у чета или порядка сдачи налоговой отчетности, разрешение подобных вопросов правового характера в компетенцию эксперта при проведении экспертизы налоговой проверки не входят.  Запрещено самостоятельное истребование документов у налогоплательщика, необходимые эксперту для исследования предмета экспертизы налоговой проверки. Статья 129 Налогового кодекса РФ предусматривает наложение штрафа за отказ эксперта от участия в налоговой проверке, а также за дачу заведомо ложного заключения, который составляет 500 рублей. Однако такая ответственность наступает лишь в случае отказа назначенного эксперта после подписания (заключения) договора с налоговым органом.

Дополнительная и повторная экспертиза

Порядок назначения и требования к назначению дополнительной и повторной экспертизы определен в статье 95 Налогового кодекса РФ. Порядок назначения налоговым органом дополнительной и повторной экспертизы аналогичен назначению первоначальной экспертизы (см. абз. 3 п. 10 ст. 95 Налогового кодекса РФ).

Недостаточность или отсутствие полноты экспертного заключения, по результатам проведенной в ходе выездной налоговой проверки экспертизы, влечет инициирование налоговым органом проведения дополнительной экспертизы.

Дополнительная экспертиза в ходе налоговой проверки может быть поручена должностным лицом налогового органа тому же эксперту, и проведена она может быть только  по тем вопросам, которые были оставлены без ответа при первоначальном исследовании, или же вовсе были оставлены экспертом без ответа, либо ставятся на исследование ответы эксперта, требующие дополнительного изучения.

Следует отличать понятия «дополнительная экспертиза» и «повторная экспертиза», так как последняя предполагает назначение новой экспертизы с предметом исследования по первоначальной, и поручение в ее поведении следует от налогового органа уже к новому независимому эксперту. В постановлении о назначении дополнительной или повторной экспертизы налоговой проверки должностным лицом налогового органа должны быть указаны основания необходимости ее повторного проведения.

Если результат проведенной экспертизы не устраивает налогоплательщика, он может опровергнуть выводы эксперта в суде.

Также проверяемому налогоплательщику действующим налоговым законодательством РФ  предоставлено право самому инициировать проведение дополнительной или повторной экспертизы, если он уверен, что первичная экспертиза не является объективной или проведена с нарушениями (см. п. 9 ст. 95 Налогового кодекса РФ).

Рассмотрев вопрос об экспертизе  в рамках выездной налоговой проверки, можно сделать следующий вывод:

  • налоговый орган с помощью экспертизы может устанавливать факт подделки документов, необоснованность затрат налогоплательщика и т.п., а это достаточно сильный арсенал воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
  • налогоплательщику необходимо знать свои права при проведении экспертизы в рамках налоговой проверки в отношении него, а также необходимо внимательно относится к документальному оформлению налоговым органом процедуры проведения экспертизы;
  • следить за тем, чтобы все объяснения, возражения или ходатайства проверяемого налогоплательщика, представленные в ходе или в связи с проведением экспертизы, были приобщены должностным лицом налогового органа к материалам налоговой проверки, чтобы сформировать доказательственную базу, в случае оспаривания (обжалования) результатов выездной налоговой проверки в суде;
  • заключение эксперта, как любое доказательству по делу в судебном процессе, подлежит оценке судьей наравне с другими доказательствами по делу, и заключение эксперта не может являться единственным доказательством по делу. Заключение эксперта содержащее вероятностный вывод так же может быть доказательством в суде, об этом уже сложена судебная практика (см. Постановление ФАС Московского округа от 19 ноября 2013 г. № Ф05-8517/13 по делу № А40-18229/2013).

Источник: http://apgmag.com/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0-%D0%B2-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D1%8B%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2/

Экспертиза при проведении налоговой проверки, Комментарий, разъяснение, статья от 17 августа 2017 года

Постановление о назначении экспертизы при проведении выездной налоговой проверки

В статье 95 Налогового кодекса РФ закреплена возможность осуществления экспертизы при проведении налогового контроля.

Экспертиза традиционно определяется как проводимое в законодательно установленном порядке научное исследование тех или иных объектов (документов или предметов) для установления фактических данных или сравнения характеристик различных предметов в целях установления фактов, имеющих значение для юридической оценки действий (бездействия) определенных лиц.

Экспертиза назначается и проводится в тех случаях, когда должностные лица налоговых органов при проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля сталкиваются с необходимостью установления фактов и проведения требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле, например, об отнесении тех или иных предметов к культурным ценностям, произведениям искусства; об отнесении того или иного имущества к недвижимому имуществу или к объекту незавершенного строительства и т.д.

Назначение экспертизы

Решение о необходимости проведения экспертизы принимается должностным лицом налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, в форме постановления.

Налоговый орган предварительно обычно согласовывает участие того или иного эксперта или экспертного учреждения при проведении экспертизы и заключает соответствующий договор оказания услуг с лицом, привлекаемым в качестве эксперта.

В Постановлении о назначении экспертизы указываются:

-основания для назначения экспертизы,

-фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза,

-вопросы, поставленные перед экспертом,

-материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо (налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора) и разъяснить его права, о чем делается отметка в протоколе.

Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ утвержден Протокол об ознакомлении проверяемого лица с Постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав.

Права проверяемого лица (налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора) при назначении и производстве экспертизы:

1) заявить отвод эксперту;

2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) знакомиться с заключением эксперта.

6) дать свои объяснения по заключению эксперта;

7) заявить возражения,

8) просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Эксперт, который дает соответствующее заключение, имеет право:

1) знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы;

2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

3) отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы;

4) если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение;

5) самостоятельно выбирать те или иные методы исследования представленных ему документов и предметов.

Форма и содержание экспертного заключения

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Заключение эксперта:

1) Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

2) Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

3) В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

4) Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу.

Экспертное заключение рассматривается с позиций полноты ответов эксперта на поставленные вопросы, ясности заключения, его научной обоснованности и соответствия выводов ходу исследования.

Предъявление экспертного заключения проверяемому лицу

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Дополнительная и повторная экспертиза

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются и проводятся в порядке, установленном для проведения первоначальной экспертизы.

Дополнительная и повторная экспертизы могут проводиться не только в ходе налоговых проверок, но и в тех случаях, когда по результатам налоговых проверок руководителем налогового органа выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае, если возникает необходимость в получении экспертных заключений в различных отраслях знаний может быть проведена экспертиза с привлечением нескольких экспертов по различным вопросам экспертизы.

Ответственность эксперта

Дача экспертом заведомо ложного заключения влечет налоговую ответственность, предусмотренную п.2 статьей 129 НК РФ.

Поскольку эксперт несет ответственность в соответствии со статьей 129 НК РФ за отказ от дачи экспертного заключения или за дачу заведомо ложного заключения, то, очевидно, что эксперт должен быть предупрежден об ответственности по указанным основаниям, ему должны быть разъяснены его права и обязанности и также требования о соблюдении налоговой тайны, несмотря на то, что статья 95 НК РФ не устанавливает такой обязанности должностных лиц налоговых органов.

Эксперты Консорциума “Кодекс”

Источник: http://docs.cntd.ru/document/542613008

О проведении экспертизы в рамках налоговой проверки

Постановление о назначении экспертизы при проведении выездной налоговой проверки

В двух из трёх налоговых проверок проводят экспертизу. Такую статистику, опираясь на практику, озвучивают эксперты.

Зачем проводят экспертизу во время налоговой проверки? Чтобы установить факт подписания документов конкретным лицом (главбухом или руководителем), принадлежность услуг/товаров к определенному виду или группе, определить давность изготовления документа, стоимость объекта и пр.

Налоговая инспекция вправе привлечь эксперта и провести экспертизу во время налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля, которые она может назначить после окончания выездной проверки (ст.

95, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). Конституционный суд РФ определил, что это право налоговиков само по себе не может нарушать права налогоплательщика, так как помогает получить достоверную и объективную информацию о его деятельности (Определение КС РФ от 16 июля 2009 г. № 928-О-О).

Поэтому налогоплательщик не может отказаться или запретить налоговой провести экспертизу. Но не все результаты экспертизы могут стать надлежащим доказательством в суде. Разберём, в каких случаях это возможно?

Результат экспертизы суд не признает надлежащим доказательством, если, например, её провели:

  • после окончания проверки и назначенных инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июля 2012 г. № А66-4438/2011);
  • после завершения проверки и без назначения дополнительных мероприятий налогового контроля (постановление ФАС Поволжского округа от 28 сентября 2011 г. № А06-7370/2010, постановление ФАС Поволжского округа от 3 апреля 2009 г. № А55-5439/2008).

Налоговая инспекция должна соблюсти некоторые формальности, отступление от которых влечёт за собой то, что экспертизу не признают. У вас, как у участника процесса, есть определённый объем полномочий. Так, васобязательно должны ознакомить с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить права.

Налоговая инспекция должна заключить договор с экспертом или экспертным учреждением. У вас есть право присутствовать при проведении экспертизы, если это не запрещено. С экспертным заключением вы также вправе ознакомиться.

Более того, вы вправе заявить отвод эксперту и ходатайствовать о назначении другой кандидатуры эксперта. Можете и задать дополнительные вопросы эксперту. А при необходимости давать объяснения эксперту, в том числе по результатам экспертизы. Можно также ходатайствовать о назначении повторной или дополнительной экспертизы (п. 7 ст. 95 НК РФ).

Итак, из каких этапов состоит экспертиза?

  1. Вынесение постановления о назначении экспертизы.
  2. Ознакомление налогоплательщика с постановлением об экспертизе. Важно: об этом должен быть составлен протокол.

    На этом этапе вы можете заявить отвод эксперту, предложить свою кандидатуру эксперта или поставить на разрешение экспертизы дополнительные вопросы (п. 6 ст. 95 НК РФ).

  3. Передача материалов дела эксперту.
  4. Проведение экспертизы.

    Напомним: вы можете с разрешения должностного лица налогового органа присутствовать при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту (п. 7 ст. 95 НК РФ).

  5. Составление экспертного заключения в письменной форме.

О нескольких способах опровергнуть выводов эксперта ниже:

  1. Вы можете провести дополнительную или повторную экспертизу. Право это даёт п. 9 ст. 95 НК РФ. Понятно, что налогоплательщик должен быть полностью уверен в неправоте «первичной» экспертизы. О своём желании следует заявлять на стадии судебного обжалования выводов налогового органа, основанных на результатах экспертизы.
  2. Вы можете провести самостоятельную судебную экспертизу. Если экспертные выводы содержат противоречия, одна из сторон вправе ходатайствовать о назначении судебной экспертизы. Право даёт ст. 82 АПК РФ.
  3. Вы можете опровергнуть выводы экспертизы иными доказательствами. Заключение эксперта является одним из доказательств по делу. Оно не имеет заранее установленной силы или приоритетного положения. Оно не носит обязательного характера и подлежит судебной оценке наравне с другими доказательствами по делу. Заключение не может быть единственным доказательством по делу.
  4. Вы можете обратиться к специалистам за рецензией на экспертное заключение. Это один из самых популярных способов в судебной практике. Суть – в опровержении результатов конкретной экспертизы: методологических подходов и выводов эксперта. Рецензию рассматривают как отдельное доказательство. И она может служить поводом для назначения судебной экспертизы с целью проверки выводов имеющейся «налоговой» экспертизы. Вы вправе выбрать экспертную организацию или эксперта для дачи рецензии на имеющуюся экспертизу.

Источник: https://www.house-heating.msk.ru/%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D1%8B-%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%B0%D1%85-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE.html

Налоговая экспертиза

Постановление о назначении экспертизы при проведении выездной налоговой проверки
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговая экспертиза

Инициаторами проведения налоговой экспертизы обычно выступают налогоплательщики, налоговые или судебные органы.

В соответствии с положениями действующего законодательства, налоговая экспертиза представляет собой особую процедуру налогового экспертного контроля, которая проводится в определенные сроки.

Понятие и проведение экспертизы может включать в себя различные действия и средства, например, исследование документации и оборудования на предмет их соответствия действующим стандартам, освидетельствование, уведомление заинтересованных лиц, регистрация, направление результатов в соответствующий орган и т.д.

Основная задача, цель и функции экспертизы направлены на проверку соблюдений действующих норм налогового законодательства РФ, на своевременное выявление и признание каких-либо нарушений и применение определенных мер для их скорейшего устранения.

В понятие экспертизы также могут входить и иные действия и средства уполномоченных лиц, которые будут направлены на выявление, уведомление и освидетельствование несоответствия документации или оборудования установленным требованиям, в том случае, если данные действия и средства не будут противоречить установленному порядку.

Такая процедура, как налоговая экспертиза и сопровождение, должна полностью соответствовать существующим условиям и требованиям.

В противном случае, у налогоплательщика будут иметься все основания и условия для обращения в судебный орган с целью защиты собственных интересов, в установленные сроки.

Обжалование и судебная форма данного действия могут быть применены любым заинтересованным лицом, подавшем исковое заявление в судебный орган.

Сведения постановления о назначении экспертизы

Определение или постановление о назначении экспертизы является основным и главным документом, включающим в себя правовые основания и требования, с учетом которых, в дальнейшем проводится налоговая экспертиза.

Оформление данного документа обязательно должно соответствовать всем установленным нормам и стандартам, иначе его оспаривание или обжалование могут стать положительными. Электронная форма не допустима.

Постановление о назначении экспертизы должно содержать следующие сведения:

  • данные о физическом, либо юридическом лице, в отношении которого проводится экспертиза, его ФИО, адрес проживания, либо регистрации, контакты, уведомление и т.д.;
  • сведения о специалисте, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения – его ФИО, должность, место работы, регистрация, особенности и иные данные;
  • основания и условия, на которых проводится налоговая экспертиза, а также установленные требования, цель, задача, функции, средства и иные особенности, которые может содержать данная процедура;
  • установленные сроки, во время которых процедура должна быть проведена в полном объеме. Данные сроки, как и иные условия, требования и особенности, устанавливаются лицом, подписавшим постановление, протокол или определение о назначении экспертизы.

Определение или постановление может содержать и иные данные, если они имеют прямое отношение к процедуре и содержат в себе важные условия, например, возможность обжаловать данный документ.

Права эксперта

Эксперт или орган, обеспечивающий сопровождение, освидетельствование и являющийся полноценным участником налоговой экспертизы, которая проводится в отношении того или иного налогоплательщика, подавшего заявление, обладает своими определенными правами и обязанностями.

Понятие «права эксперта» включает в себя следующие полномочия:

  • выполнение всех необходимых действий для того, чтобы исследовать объект экспертизы, составить протокол, фиксировать его особенности, использовать определенные средства и иные нюансы, если данные действия являются правомерными и не запрещаются действующими законами;
  • ознакомление с необходимыми документами, которые содержат важные данные о работе и налогообложении юридического лица, их утверждение и регистрация, отправка в соответствующий орган, а также проведение экспертизы в отношении иной информации, которая касается норм и действующих правил налогового законодательства РФ;
  • освидетельствование и заключение экспертизы, регистрация, уведомление заинтересованных лиц, дача экспертного мнения, в котором указываются результаты экспертизы и использованные средства, указание всех полученных в ходе данной процедуры сведений. Результаты экспертизы должны быть описаны подробно, с указанием всех найденных правонарушений и иных нюансов;
  • экспертиза документов, оборудования и иных вещей, если данная процедура и освидетельствование требуются для получения максимально точных результатов;
  • повторная экспертиза документации и освидетельствование, если соответствующее ходатайство о проведении экспертизы было заявлено заинтересованным лицом, подавшим соответствующее заявление в налоговый орган;
  • выполнение иных действий, не противоречащих установленному порядку.

Права проверяемого лица

В целях защиты законных интересов налогоплательщиков, действующее налоговое законодательство РФ и налоговый орган наделяет проверяемых лиц определенными правами. Сюда относятся:

  • право на заявление отвода экспертному лицу. Заявление оформляется в письменной форме, обязательными являются его подписание, утверждение и регистрация;
  • право на предъявление списка лиц, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения;
  • составление и заявление дополнительных вопросов, в то время как осуществляется проведение экспертизы и составляется протокол, для получения по ним экспертного мнения от приглашенного специалиста;
  • право присутствия на проведение экспертизы и возможность давать собственные разъяснения в отношении тех или иных вопросов, которые являются нюансами налогообложения организации, бухгалтерского учета и т.д.;
  • ознакомление с результатами экспертного заключения, постановка и утверждение дополнительных вопросов;
  • заявление ходатайства в налоговый орган о том, чтобы была назначена повторная экспертиза, либо определенные специальные экспертизы, данные о которых заносятся в протокол;
  • уведомление специалиста о произошедших изменениях, либо об определенных нюансах, которые могут повлиять на последующую дачу экспертного мнения и являются важными;
  • заявление и утверждение официальных возражений по поводу полученного экспертного мнения, дача собственных разъяснений касаемо тех или иных нюансов, требования о том, чтобы были использованы иные методы экспертизы, сопровождение и т.д.

Заключение эксперта

Заключение экспертизы, как и протокол, является основным документом, в котором указываются результаты проведенной проверки, особенности, условия, требования, цель, основания и иные данные.

Факт окончания экспертизы, будь то экспертиза документов, оборудования или иные виды экспертиз, оформляется в письменной форме, лицом, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения.

Эксперт может отказаться от составления заключения в том случае, если на это существуют весомые основания или требования, например, если обязательное оформление невозможно по причине недостаточного количества представленных материалов, оборудования или документации.

Если экспертиза документов, сопровождение, прохождение процедуры и окончательное заключение содержат в себе выводы, выходящие за пределы компетенции специалиста, они не должны рассматриваться как подтвержденный факт.

Заключение и определение эксперта, как и заявление заинтересованного лица, а также протокол, должны соответствовать всем требованиям правовой документации.

Постановление должно содержать следующие сведения:

  • виды экспертиз, которые были проведены;
  • время проведения экспертизы;
  • освидетельствование;
  • уведомление заинтересованных лиц;
  • особенности проверенной документации и оборудования;
  • использованные средства.

Действующие правила проведения экспертизы устанавливают, что протокол проведения является обязательным документом, без которого все полученные результаты будут являться недействительными.

Дополнительная и повторная экспертизы

Действующие правила проведения экспертизы и особенности устанавливают, что, в случае недостаточности полученных сведений, ответственным лицом может быть назначена повторная экспертиза и освидетельствование. Данная процедура проводится в отношении документации, оборудования и иного имущества.

Основанием, как правило, выступают требования заинтересованного лица, письменное заявление, уведомление и протокол, представленные в соответствующий орган. Правила проведения экспертизы оборудования, либо документации устанавливают, что соответствующее определение о повторной экспертизе выносит соответствующий уполномоченный орган.

Сведения о том, что данная процедура является повторной, а также иные особенности, обязательно вносятся в протокол.

Дополнительная процедура содержит в себе главную цель – получение максимально точных и четких подробностей, сопровождение, освидетельствование, касающееся определенных вопросов и нюансов, которые не смогла обеспечить первоначальная процедура.

Помимо этого, повторная процедура в отношении документации и оборудования, а также освидетельствование проводится в том случае, если налогоплательщик выразил желание обжаловать результаты первой экспертизы.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/nalogovaya-ekspertiza.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.