План проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, проводимой ведомственной контрольно-ревизионной службой государственного органа

Ревизия как инструмент финансово-экономического контроля

План проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, проводимой ведомственной контрольно-ревизионной службой государственного органа

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Подготовка к проведению ревизии (проверки)
  2. Планирование ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации
  3. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации в ходе ревизии
  4. Порядок проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Цель работы состоит в изучении ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации.

Как известно, одним из наиболее важных участков учета и контроля на предприятии является ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизия охватывает все направления финансово – хозяйственной деятельности орга­низации.

Основными вопросами, решаемыми в ходе ревизии, являются вопросы соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей, вопросы, которые являются непременными условиями и факторами выполнения требований законодательства при совершении организацией хозяйственных и финансовых операций.

В ходе ревизии документально и фактически устанавливается обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений, исполнения смет доходов и расходов, полнота и своевремен­ность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. В бюджетных организациях особое значение имеет установление соответствия использования бюджетных средств по целе­вому назначению, правильность образования и целесообразность расходования государствен­ных внебюджетных средств.

Важными разделами исследования в ходе ревизии являются соблюдение законодательства и правил бухгалтерского учета при осуществлении операций с основными средствами и нематериальными активами, инвестиций, затрат на текущую деятельность, расчетов по оплате труда и других расчетов с физическими лицами; формирование финансовых результатов и их распределение.

Ревизия – это инструмент финансово-экономического контроля, позволяющий наибо­лее полно и глубоко исследовать и оценить содержание управления хозяйственными про­цессами, законность и целесообразность их осуществления, обеспечивающий сохранность имущества собственников и права участников финансово – экономических взаимоотношений.

Ревизия – это форма последующего контроля, в ходе которого проводится сплош­ная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, со­вершенных проверяемой организацией за опре­деленный период.

При ревизии проверяются все операции хозяйствующего субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов – от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отноше­ниями.

Проведение ревизии дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

1. Подготовка к проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации

Основы, порядок и принципы подготовки, планирования и проведения ревизий и проверок являются универсальными для всех видов и форм контрольной деятельности, включая аудиторский контроль.

Для обеспечения высокого качества и эффективности при осуществлении финансово – экономического контроля, независимо от того какими органами и в какой форме он проводится, необходимо соблюдать определенные общие требования и последовательность.

До начала проведения мероприятий по осуществлению внешнего финансово-экономи­ческого контроля в виде проверки или ревизии проверяющие должны ознакомиться с деятель­ностью проверяемой организации.

Чтобы иден­тифицировать и правильно оценивать события, операции и используемые методы учета, кото­рые могут оказывать существенное влияние на соблюдение правил бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения мероприятий по контролю или на выводы, содержащиеся в итоговом докумен­те, при проведении проверки необходимо пони­мать деятельность проверяемой организации.

Для понимания деятельности проверяемой организации необходимо собрать и изучить первоначальную информацию об особенностях отрасли, права собственности, управления и операций организации, подлежащей проверке, и оценить их достаточность для проведения проверки.

2. Планирование ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации

Ревизии и проверки подразделяют на плановые и внеплановые. Плановые ревизии проводятся в соответствии с утвержденными планами на год. Внеплановые ревизии проводятся по поручению государственных правоохранительных органов и в связи с возникшей необходимостью.

Годовой план проведения ревизий (Табл.

1) утверждается руководителем контрольного органа и должен содержать сведения: наименование проверяе­мой организации; должность руководителя подразделения, ответственного за проведение ревизии; период за который проводится ревизия; даты начала и окончания ревизии; отметку о проведении ревизии.

Тщательное планирование мероприятий по осуществлению контроля является залогом его высокого качества. Контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций всех форм собственности осуществляется посредничеством проведения и проверок (в т.ч. ревизий). Осуществление качественного контроля как и любого другого вида деятельности требует тщательной подготовки и планирования.

Планирование, является начальным этапом осуществления мероприятий по прове­дению ревизии (проверки) и состоит в разработке общего плана (Табл.

2) с указанием: ожидаемого объема, графиков и сроков их проведения, а также в разработке программы; (Табл.

3), определяющей объем, виды и после­довательность осуществления контрольных процедур, необходимых для формирования объективных и обоснованных выводов об объекте ревизии.

В процессе планирования мероприятий по проведению ревизии проверяющие обязаны пополнять и учитывать полученные знания о деятельности проверяемой организации при отборе необходимых аналитических процедур, составлении плана и программы проверки.

Планирование ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций должно осуществляться с соблю­дением общих принципов: комплексности непрерывности и оптимальности.

Принцип комплексности планирования предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования
мероприятий по осуществлению контроля – от предварительного планирования до составления общего плана и программы проверки.

Принцип непрерывности планирова­ния выражается в установлении сопряженных заданий лицам, участвующим в проведении проверки, и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).

Принцип оптимальности планирова­ния проверки заключается в том, что в процессе планирования должна быть обеспечена возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы проверки на основании критериев, определенных самим контролирующим органом.

Таблица 1

Утверждаю

Руководитель контрольного органа

«__»__________________200_г.

Календарный план проведения ревизий на 2004 год

№п/пНаименование организацииОтветственный за проведениеРегламентОтметка о выполненииПрим.
Авизируемый периодДата началаДата оконч.
12345678
1.Государ­ственный педагогиче­ский институтНач. отделаревизий бюджетных учреждений01 01 2003-31.06.2004

Источник: http://help-stud.ru/kontr_revizia.php

Направления ревизионной проверки. Иванова Е.Л. Контроль и ревизия: конспект лекций

План проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, проводимой ведомственной контрольно-ревизионной службой государственного органа

В наибольшей степени глубоким методом финансового контроля будет ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций организации.

Цель ревизии – осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Стоит отметить, что основной задачей ревизии будет проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

  1. ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие осуществляемой деятельности учредительным документам;
  2. обоснованность расчетов сметных назначений;
  3. исполнение смет расходов;
  4. использование бюджетных средств по целевому назначению;
  5. обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  6. обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
  7. соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  8. обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
  9. операции с основными средствами и нематериальными активами;
  10. полнота и ϲʙᴏевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  11. операции, связанные с инвестициями;
  12. расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
  13. обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
  14. формирование финансовых результатов и их распределение.

Ревизия расходования и поступления средств федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества осуществляется как в плановом, так и в неплановом порядке.

Ревизия организаций любых форм собственности по требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующим законодательством.

Существенные вопросы ревизии оговариваются в программе или перечне основных вопросов.

Программа ревизии включает тему, период, кᴏᴛᴏᴩый должна охватить ревизия, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.

Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе кᴏᴛᴏᴩого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные, правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.

Перед началом ревизии руководителю ревизуемой организации следует предъявить удостоверение на право проведения ревизии, представить участников ревизии и составить рабочий план.

Исходя из программы ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности.

Руководитель ревизуемой организации обязан создать надлежащие условия для проведения ревизии, предоставить помещение, оргтехнику, услуги связи, обеспечить машинописными работами. Результаты ревизии оформляются актом, кᴏᴛᴏᴩый подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.

2. Ревизия как инструмент контроля

Ревизия – ϶ᴛᴏ полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Учитывая зависимость от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При ϶ᴛᴏм они могут быть плановыми и внеплановыми. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные ревизии, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть кᴏᴛᴏᴩых заключается в контроле части документов.

По характеру материала, на базе кᴏᴛᴏᴩого производятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей). Самые распространенные и прогрессивные – комплексные ревизии, включающие все участки и стороны деятельности ревизуемого предприятия.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Минфина РФ, Центральным банком РФ, аудиторскими службами).

Финансово-хозяйственный контроль в основном звене фирмы и предприятия осуществляют путем проведения ревизий, тематических, выборочных, сплошных и контрольных проверок при помощи определенных приемов.

Совокупность организационных, методических и технических приемов, используемых при ревизии посредством процедур, образует контрольно-ревизионный процесс.

Динамический процесс, связанный с участием средств, предметов труда, состоит из организационной, технологической и завершающей стадий, применительно к контрольно-ревизионным подразделениям, имеющимся в структуре органов управления предприятия, ведомств, министерств, администраций субъектов, городов.

Организационная стадия содержит в себе выбор объекта ревизии и организационно-методическую подготовку ревизии. Выбор объекта зависит от определения первоочередности объектов ревизии.

Ими могут быть предприятия, кᴏᴛᴏᴩые должны подвергаться комплексной ревизии в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с планом их проведения (по прошествии межревизионного периода), или отдельные показатели их деятельности, неотложная контрольная проверка кᴏᴛᴏᴩых вызвана невыполнением договора, государственного заказа, нерентабельной работой, необеспечением сохранности ценностей и др.

Руководителем ревизионной бригады назначается работник контрольно-ревизионной службы, имеющий специальное образование и практический опыт ревизионной работы. Организационно-методическая подготовка ревизии начинается с изучения состояния экономики объекта ревизии.

Порядок проведения ревизии.

На проведение ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, кᴏᴛᴏᴩое подписывается руководителем контрольно- ревизионного органа, назначившего ревизию.

Также руководителем контрольно-ревизионного органа определяются сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель с учетом вытекающих из контрольных задач ревизии. Сроки не должны превышать 45 календарных дней.

При необходимости возможно продление срока ревизии по согласованию с руководителем контрольно-ревизионного органа. Контрольные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов.

Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе кᴏᴛᴏᴩого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово- хозяйственную деятельность.

3. Организация проведения ревизии

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений могут быть вневедомственными, ведомственными, внутрихозяйственными, плановыми и внеплановыми, комплексными, некомплексными и тематическими, сплошными, выборочными и комбинированными. Ревизии проводятся в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с планами работы контрольно-ревизионных органов и министерств по мотивированным постановлениям, требованиям ревизионных органов.

Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям данных органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Работники контрольно-ревизионного органа должны иметь постоянные служебные удостоверения, установленного образца.

Сотрудникам контрольно-ревизионного органа, постоянно проживающим и осуществляющим ϲʙᴏи служебные обязанности вне места нахождения ϶ᴛᴏго органа, в исключительных случаях (значительная удаленность, неблагоприятные погодные условия и др.

) по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести ревизию, допускается её проведение по их служебным удостоверениям с последующим оформлением в установленном порядке.

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.

Программа ревизии состоит из темы, периода, кᴏᴛᴏᴩый должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.

По требованию руководителя ревизионной группы (контролера- ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующим законодательством РФ обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) по согласованию с руководителем ревизуемой организации. Выделенные руководителем ревизионной группы ревизоры включаются в состав инвентаризационной комиссии и контролируют её работу.

Ревизоры принимают меры к тому, ɥᴛᴏбы материально ответственные лица присутствовали при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ, контрольных запусках сырья и материалов в производство, взятие проб и образцов на исследование, а также при других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности материально ответственных лиц.

При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) составляется об ϶ᴛᴏм ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа.

Руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации.

4. Основания и периодичность проведения ревизии

Государство использует и управляет большими ресурсами и средствами, нежели те, что мобилизуются в его бюджете. По϶ᴛᴏму оно должно иметь правовую базу и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля над тем, как ϶ᴛᴏ делается.

Государство не может безразлично относиться и к тому, как ведутся дела на предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности. Следовательно, государство должно располагать такими формами финансового контроля, кᴏᴛᴏᴩые позволили бы эффективно контролировать предприятия всех форм собственности.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/3746/150277/%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.