План мероприятий по охране атмосферного воздуха

Журналы первичного учета по охране атмосферного воздуха

План мероприятий по охране атмосферного воздуха

Необходимость ведения первичной документации в области охраны атмосферного воздуха продиктована ст.30 Федерального Закона от 04.05.1999 г. № 96 “Об охране атмосферного воздуха”. Первичная информация по контролю за состоянием загрязнения атмосферного воздуха в пределах рабочей зоны, на границе СЗЗ представляется в виде форм для заполнения ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3. 

Обязательность применения указанных форм неоднократно была подтверждена судебной арбитражной практикой с указанием арбитражными судами в качестве обоснования на отсутствие в российском законодательстве аналогичных форм и непротиворечие советских форм действующим природоохранным требованиям.

При этом 11 июня 2014 г. Приказ Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 г.

№ 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна», которым были утверждены формы первичного учета ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, признан недействующим Приказом Росстата от 11 июня 2014 г. № 430.

Какие существуют журналы первичного учета по охране атмосферного воздуха?

В настоящее время отсутствуют формы первичного учета в области охраны атмосферного воздуха.

Однако природопользователь в связи с указанным не освобождается от обязанности вести первичный учет в области охраны атмосферного воздуха, возложенной на него абзацем 7 п. 1 ст.

30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», но вправе осуществлять его в любой форме, в том числе продолжать фиксацию результатов учета в области охраны атмосферного воздуха по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3.

При этом государственный инспектор в области охраны окружающей среды вправе запрашивать у природопользователя (в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке) представления данных, свидетельствующих о ведении первичного учета, но не вправе требовать представления таких данных, оформленных в соответствии с формами ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3 в отношении периода времени, следующего за 11 июня 2014 г.

Какой журнал выбрать и как его вести?

ФормаПОД-1(учет стационарных источников выбросов и их характеристик).
Установленная форма является первичной документацией учета источников загрязнения (выделения, выбросов) и их количественных и качественных характеристик по инвентаризационным источникам выброса объекта.

Заполнение данной Формы необходимо для стационарных источников выбросов, контроль за которым устанавливается инструментальным методом.

Ведение журнала по форме ПОД-1 осуществляется на основании результатов замеров за контролем содержания выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения и протоколов лабораторного анализа. Сведения из журнала ПОД-1 используются для заполнения формы 2-ТП (воздух).

ФормаПОД-2(учет выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха).

Установленная форма обязательна для учета выполнения организацией-природопользователем мероприятий по снижению количества загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если такие мероприятия включены в состав Проекта нормативов предельно допустимых выбросов (проект ПДВ). Если проектом ПДВ мероприятия по снижению количества выбросов не предусматриваются, форма ПОД-2 не подлежит заполнению. ПОД-2 также используется при заполнении годового отчетности по форме 2-ТП (воздух).

ФормаПОД-3(учет работы газоочистных и пылеулавливающих установок).

Ведение журнала по форме ПОД-3 необходимо для всех производственных предприятий, на балансе которых имеются газоочистные и пылеулавливающие установки (ГОУ), и используется для производственного учета рабочего времени установок.

Сведения в журнал ПОД-3 заносятся ежедневно ответственным лицом за проведение производственного экологического контроля либо лицом, эксплуатирующим данную газопылеулавливающую установку и подписывается Руководителем производственного отдела или подразделения. На каждую ГОУ в журнале ПОД-3 отводится отдельный лист.

Сведения из журнала ПОД-3 используются при подготовке статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух).

Ответственность за отсутствие журналов первичного учета по охране атмосферного воздуха

СТ 8.

5 КоАП РФ: Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Специалисты Группы компаний «Рубикон» рассчитают стоимость и необходимость ведения журналов первичного учета по охране атмосферного воздуха, учитывая все особенности Вашего предприятия, и подскажут, как правильно их заполнять.

Источник: http://www.ekolog-spb.ru/uslugi/vozdux/jurnoxran.html

Контроль за выполнением требований по охране атмосферного воздуха

План мероприятий по охране атмосферного воздуха

Ежедневно в процессе трудовой деятельности специалистам-экологам приходится отслеживать множество экологических аспектов на предприятии, будь то заключение договоров на вывоз отходов, оформление разрешений, лицензий, составление отчетности, поддержание в актуальном состоянии экологической документации в соответствии с постоянно меняющейся нормативно-правовой базой в сфере охраны окружающей среды и т.д. Кроме того, экологам приходится согласовывать разные виды документов в государственных структурах различной компетенции, осуществлять плановые и внеплановые обходы территорий промышленных площадок, встречать проверяющих, присутствовать при отборе проб… Как все успеть? Повезло тем экологам, которые трудятся не в одиночку, а в составе экологических служб, где все обязанности распределены и процессы отлажены. А когда эколог один, он обязан быть многозадачным специалистом, но при этом не в ущерб компетентности.

Одним из самых актуальных экологических аспектов на предприятии, подлежащих постоянному контролю, является охрана атмосферного воздуха (далее — ОАВ). Давайте выясним, как отладить систему контроля за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

В силу своего агрегатного состояния воздух — субстанция невидимая, поэтому экологический ущерб, наносимый загрязнением этого компонента окружающей среды, не всегда заметен (особенно если у загрязненной газовоздушной смеси нет характерного цвета и запаха).

И если несанкционированное размещение отходов, порча земель, проливы загрязняющих веществ мы в состоянии оценить мгновенно и предпринять меры по их ликвидации, то по вопросам ОАВ инженерам-экологам приходится «сражаться» внутри предприятия с начальниками служб и цехов, руководителями, инспекторами при проверках и др.

Чтобы оправдать затраты на природоохранную деятельность в сфере ОАВ, экологу необходимо грамотно обосновать свои требования, четко их аргументировать, оперируя цифрами, законами, нормативами, знать величины штрафов.

Относительно последних отметим, что 2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.

21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенно ужесточающий наказание за нарушения в сфере ОАВ:

Извлечение из Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3.

Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, предприятию теперь накладно пренебрегать вопросами ОАВ и позиция «давайте дождемся проверки — тогда и будем делать все, что нужно» довольна опасна. Как видно из приведенного извлечения, в настоящее время существенно повышены штрафы за нарушения в области ОАВ для должностных и юридических лиц.

В связи с этим лицам, ответственным за ОАВ на предприятии, следует очень внимательно отнестись к выполнению своих должностных обязанностей и исполнению буквы закона. Такие функции в организации должен выполнять сотрудник, наиболее компетентный в сфере природоохранного законодательства по ОАВ, т.е.

скорее всего специалист-эколог, а в идеале — эколог, прошедший курсы повышения квалификации по данному вопросу, посещавший соответствующие семинары и др.

Настоятельно рекомендуем составить приказ (распоряжение) руководителя предприятия о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля в области ОАВ (см.

Пример) (назначить ответственных можно также в едином документе, регламентирующем осуществление производственного контроля на предприятии, или в приказе об организации экологической службы).

Это необходимо сделать для удобства распределения обязанностей и облегчения разграничения сфер ответственности при прохождении проверки. После того как ответственные лица определены, можно перейти непосредственно к осуществлению мероприятий контроля.

Для начала на предприятии необходимо провести внутренний документарный контроль — проверку наличия, сроков действия, правильности составления документов (в нашем случае — в сфере ОАВ).

Помимо внутреннего существует и внешний документарный контроль, к которому можно отнести плановые и внеплановые проверки органов государственного контроля/надзора в пределах их компетенции [1] и проверки/запросы природоохранной прокуратуры.

Внешняя документарная проверка

Источник: https://www.profiz.ru/eco/3_2014/kontrol_oav/

Мероприятия по охране атмосферного воздуха

План мероприятий по охране атмосферного воздуха

Воздух может очиститься от накопленных элементов за несколько месяцев, поэтому осуществляя охрану атмосферы можно добиться улучшения существующей ситуации.

Если не принимать никаких мер, то к 2050 г. смертность от выбросов превысит 6 миллионов человек.

Загрязняется атмосфера дымовыми газами фабрик, заводов, домашних очагов, автомобилей, следовательно, и охрана ее сводится к их минимизации.

Остановить экологическую катастрофу усилиями одной страны невозможно, свой вклад должны вносить все государства. Основной инструмент – правовое регулирование безопасности воздуха.

Закон об охране атмосферного воздуха

В нем описаны требования, обязательные для всех граждан и организаций, а именно:

  • Основные принципы охраны атмосферы.
  • Создание хороших экологических условий настоящим и будущим поколениям.
  • Мониторинг попадающих в воздушную среду веществ.
  • Контроль эффективности мер.
  • Недопущение загрязнений с необратимыми последствиями.
  • Общая доступность, правдивость и развернутость сведений о составе воздушной среды.
  • Комплексное проведение научно обоснованных охранных мероприятий.
  • Содействие организации деятельности в области охраны атмосферного воздуха.

Требования к охране воздуха

Одним из путей разрешения проблемы охраны атмосферы, является исполнение законодательных требований. Не допускается:

  • использование сырья, не отвечающего действующим нормам;
  • выброс элементов с неопределенной степенью опасности;
  • выпуск транспортных средств, с предельными выхлопами;
  • сбор отходов с резкими запахами, их сжигания без оформления разрешительной документации.

Обязательно:

  • сокращение доли светлых нефтепродуктов, несущих опасность при сгорании;
  • проведение мониторинга выбросов и применение сооружений очистки;
  • соблюдение ПДК опасных элементов;
  • сертифицирование топлива.

С целью снижения влияния выхлопов автомобилей на здоровье граждан и экологическую обстановку, проводится ряд мероприятий:

  1. Организуются многоуровневые и объездные автомагистрали, переносятся от них жилые дома.
  2. Регулируются автомобильные потоки.
  3. ТС проходят регулярные техосмотры, измеряются выбросы углекислого газа из выхлопных систем.
  4. Отменено топливо с содержанием тетраэтилсвинца.
  5. Повышается степень экологичности двигателей.
  6. Выхлопные газы проходят дополнительную очистку.

Вам будет интересно!  Малоотходные и безотходные технологии производства

Существует четыре группы мероприятий по охране атмосферного воздуха.

Законодательные

Данная группа мероприятий направлена на урегулирование общественных отношений, поддержание правового порядка, оптимизацию путей сохранения атмосферы. Целью является обеспечение чистоты и безопасного состояния воздушной среды.

Основные федеральные законы:

  1. “Об охране атмосферного воздуха” – содержит указания обеспечивающие предупреждение и ликвидацию выбросов.
  2. “Об охране окружающей среды” – указывает на право граждан на проживание в безвредной природной среде, защищённой от негативных влияний.
  3. “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” – затрагивает множество вопросов:
  • Права и обязанности правительства, уполномоченных субъектов РФ, граждан, ИП, юрлиц, в отношении производственных технологий.
  • Требования к опасным выбросам, питанию, промышленным площадкам, почвам, водной среде.
  • Правила эксплуатации оборудования, транспорта, помещений.

Отраженные в этих законах меры по охране атмосферы обязательны для исполнения. Большинство нарушений влечет административную и дисциплинарную ответственности, некоторые – уголовную.

Технологические

Мероприятия этой группы направлены на снижение концентрации отравляющих веществ, образующихся при производственных процессах. Смысл заключается во влиянии на источники выбросов, путем перевода производств на работу по замкнутым циклам. В них часть образующегося угарного газа ликвидируется специальными камерами.

Технологических процессов, бесследно уничтожающих и исключающих образование опасных газов, пока не существует. Наиболее перспективная технология, построена на максимальном использовании сырья (отходов) по принципу малоотходных или безотходных производств.

Радикальные технологические меры:

  1. Применение безвредных, либо менее опасных, материалов (например, использование в ДВС водорода взамен бензина).
  2. Глубокая очистка сырья и топлива от ядовитых примесей.
  3. При изготовлении пыльных материалов, замена «сухих» производств «мокрыми».
  4. Придание большей герметичности оборудованию.
  5. Перевозка пылящей продукции пневмо-, гидротранспортом.
  6. Отопление природным газом вместо угля и мазута.
  7. Обеспечение работы компремрессорных, сваебойных, насосных агрегатов от приводов электроустановок.
  8. Частичная рекуперация, т. е. вовлечение отходящих газов в повторные процессы производства.
  9. Поиск альтернативы топливу, в результате сгорания которого образуется дым.

Вам будет интересно!  Последствия и меры борьбы с загрязнением леса

Санитарно-технические

Эта группа содержит мероприятия по технической и санитарной охране атмосферного воздуха:

  1. Возведение высоких дымовых труб.
  2. Применение газо- и пылеочистных агрегатов.
  3. Внедрение в практику норм санитарного законодательства.
  4. Разработка совместных федерально-региональных программ, направленных на оздоровление озонового слоя.
  5. Нормирование.
  6. Усиление надзора за санитарным состоянием опасных объектов.
  7. Изучение влияния выбросов на человеческое здоровье.
  8. Абсорбирование газов твёрдыми или жидкими средствами, преобразование их в менее опасные.
  9. Применение спецтехники обезвреживающей газообразные, твердые и жидкие вещества.
  10. Возведение (внедрение) спецсооружений (установок), ликвидирующих взвешенные частицы:
  • воздействием механической силой (пылеочистные камеры, улавливатели пыли, циклоны, мультициклоны);
  • фильтрованием электричеством, через ткань, волокна, жидкости (мокрые улавливатели пыли, скрубберы).

В условиях невозможности единовременного решения экологических проблем во всех отраслях, санитарная охрана атмосферного воздуха наиболее целесообразна.

Группа планировочных мероприятий

Основные функции – составление планов по защите атмосферы и обобщение предоставленных данных. Информация о выполнении плана мероприятий по охране атмосферного воздуха заносится в типовой образец формы № ПОД-2. Необходимо предоставление данной отчётности по требованию инспектора. Внесение в нее ложных сведений является административным правонарушением.

Приоритетные планировочные мероприятия по охране атмосферного воздуха:

  1. Озеленение.
  2. Выведение существующих вредоносных объектов за пределы населенных пунктов.
  3. Создание защитных санитарных зон.

Размер зоны назначается по классу:

  • I – 1 км;
  • II – 0,5 км;
  • III – 300 м;
  • IV – 100 м;
  • V – 50 метров.

Контроль за охраной атмосферного воздуха

Заключается в обобщении сведений по охране атмосферно воздуха и их проверке. Осуществляется для:

  • отслеживания уровня загрязнений;
  • всесторонней оценки и прогнозирования обстановки;
  • обеспечения общественности достоверной информацией.

Контролирующая функция отведена Федеральной надзорной службе, ее территориальным единицам.

Государственный контроль

Управление государственной охраной атмосферного воздуха, выполняют власти федеральной и территориальной принадлежности. Контролируется:

  • Соблюдение предписаний, содержащихся в документации по охране атмосферного воздуха (стандартах, нормах, методических указаниях, федеральных программах, законодательных актах).
  • Исполнение требований к выбросам.
  • Функционирование систем производственной безопасности.
  • Действие всех участников в правовых рамках.
  • Санитарно-защитные зоны предприятий.

Производственный контроль

Обязанности по производственному контролю за охраной атмосферного воздуха лежат на юрлицах, управляющих предприятиями с опасными источниками. Им необходимо подавать сведения об ответственных работниках и отчёты по деятельности экологических служб. В рамках производственного контроля проверке подлежат:

  1. Уровни ПДВ.
  2. Автомобильные выхлопы.
  3. Наличие согласованной разрешительной документации.
  4. Инвентаризация выбросов и нормативы ПДВ.
  5. Акты измерения токсичности и дымности автомобилей.
  6. Протоколы замеров концентрации выбросов.
  7. Журналы ПОД-1, 2, 3 и иные отчёты об охране атмосферного воздуха.
  8. Исправность установок газоочистки.

Общественный контроль

Законодательством субъектов РФ регламентируется контроль за охраной атмосферного воздуха общественными объединениями.

Права общественных объединений:

  • Участие в интересующих тематических мероприятиях.
  • Финансирование программ.
  • Ознакомление с результатами опросов, касающихся планирования действий, способных ухудшить состав воздушного бассейна.
  • Высказывание предложений делающих госпрограммы совершеннее.
  • Посещение предприятий с источниками выбросов.

Экономический механизм охраны атмосферного воздуха

Материальным обеспечением, действий по сохранению качества атмосферы, в том числе по сокращению пагубного влияния, является плата взимаемая с физических и юридических лиц. Сумма определяется расчетным путем, на основании методических указаний и является пропорциональной вкладу в загрязнение.

Итог формируется из трёх составляющих: оплаты по установленному, максимально допустимому и избыточному лимитам.

Перечисленные средства поступают в Федеральное казначейство, распределяются по различным уровням бюджетов округов, далее направляются на финансирование защиты атмосферы.

Источник: https://bezotxodov.ru/atmrsfera/ohrana-atmosfery

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.