Перечень сырья (и/или материалов и комплектующих изделий), используемых для производства заявленной продукции (для проведения экспертизы по отнесению продукции производителей к продукции собственного производства)

Содержание

Сертификация многокомпонентных изделий

Перечень сырья (и/или материалов и комплектующих изделий), используемых для производства заявленной продукции (для проведения экспертизы по отнесению продукции производителей к продукции собственного производства)

На практике нередко возникают вопросы, касающиеся оформления разрешительных документов об оценке соответствия продукции, состоящей из нескольких компонентов. Основная сложность заключается в том, сколько именно следует получать сертификатов или регистрировать деклараций.

Под многокомпонентными изделиями понимаются изделия, которые для своего конечного вида составляется из некоторого количества компонентов, которые так же могут подлежать сертификации, декларированию.

Из всего многообразия продукции, мы выделили несколько групп, которые чаще всего могут рассматриваться как многокомпонентные, а именно:

  • Составное оборудование;
  • Колесные транспортные средства;
  • Пиротехника.

В этой статье мы постарались подробно описать, как поступать в таких случаях по каждой группе многокомпонентных изделий.

Также обращаем ваше внимание на то, что косметические наборы, наборы инструментов и аналогичные товары не рассматриваются как многокомпонентные, так как компоновка осуществляется только из готовой продукции. В таких случаях оформление разрешительных документов происходит для каждого изделия, входящего в набор (если продукция подлежит обязательной оценке соответствия).

Составное оборудование: оформление сертификатов или деклараций

Необходимость получения сертификатов или регистрации декларации на оборудование, в том числе на его составные части, закреплена в профильных технических регламентах Таможенного союза.

Так, например, в отношении машин и оборудования действует технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), где в абзаце 3 пункта 1 стати 7 сказано, что комплектующие изделия и запасные части к машинам, используемые для их ремонта (технического обслуживания), не подлежат подтверждению соответствия. Оформлять сертификаты или декларации о соответствии обязательно только на само оборудование.

При этом в пункте 10 статьи 8 ТР ТС 010/2011 указано, что сертификаты на материалы и комплектующие изделия или протоколы их испытаний могут выступать в роли доказательств безопасности оборудования, как при сертификации, так и при декларировании. Их оформление осуществляется по желанию заявителя.

Что касается устройств под давлением, то в область регулирования профильного технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) не входят части машин, не представляющие собой самостоятельные сосуды, включая:

  • корпуса насосов или турбин;
  • цилиндры паровых, гидравлических двигателей или двигателей внутреннего сгорания;
  • воздушных машин;
  • компрессоров и т. д.

Это означает, что получать отдельные сертификаты на составные части сосудов, работающих под избыточным давлением, не требуется законом.

В части электромагнитной совместимости электрооборудования действует технический регламент Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011). Действие регламента также не распространяется на технические средства, используемые при производстве других технических средств, в качестве их составных частей и не предназначенные для самостоятельного применения.

Из всего сказанного следует вывод о том, что на составные части различного оборудования не нужно получать отдельные сертификаты/декларации. Обязательно оценке соответствия подлежит только готовая техника. Подробнее об этом можно узнать здесь.

Колесные транспортные средства: в каких случаях не нужен сертификат на автозапчасти

Требования к колесным транспортным средствам закреплены в профильном техническом регламенте Российской Федерации «О безопасности колесных транспортных средств». Подтверждение соответствия в форме сертификации или декларирования требуется только в отношении компонентов транспорта (статья 5 раздела III).

При этом в приложении № 9 к регламенту указано, что в случае поставки на сборочное производство компоненты транспортных средств не подлежат прохождению обязательной оценки соответствия (пункт 4 примечаний).

Согласно пункту 100 статьи 5 раздела III регламента, на компоненты, поставляемые в качестве запасных частей для послепродажного обслуживания транспортных средств, может быть оформлен сертификат на основании результатов оценки соответствия транспортного средства (шасси).

Оформление такого сертификата возможно только при соблюдении следующих условий:

  1. Идентичность автозапчастей, поставляемых на сборочное производство транспорта, и компонентов, поставляемых для послепродажного обслуживания.
  2. Представление письма производителя транспортного средства, в котором установлено, что он является поставщиком комплектующих для транспортных средств (шасси), либо декларации изготовителя (официального дилера) компонентов о поставке их на сборочные производства транспортного средства, на которое выдано одобрение типа.

Основные моменты сертификации, а также декларирования автозапчастей раскрыты здесь.

Пиротехника: нужно ли получать отдельные сертификаты на составные части

Пиротехническая продукция попадает в область регулирования профильного технического регламента Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» (ТР ТС 006/2011). В пункте 1 абзаца 2статьи 6 установлено, что пиротехнические изделия, изготавливаемые по договору/контракту для комплектации конечной пиротехнической продукции, не подлежат обязательной оценке безопасности.

Сертификация или декларирование проводятся только для конечной пиротехнической продукции.

Источник: https://www.qgc.ru/informations/publications/sertifikatsiya-mnogokomponentnykh-izdeliy/

Какие существуют виды документов подтверждения соответствия продукции?

Перечень сырья (и/или материалов и комплектующих изделий), используемых для производства заявленной продукции (для проведения экспертизы по отнесению продукции производителей к продукции собственного производства)

Документы подтверждения соответствия продукции могут иметь различные виды, форматы, оформление. Кроме того, они могут быть оформлены в различных системах сертификации или в Федеральных структурах, уполномоченных государством на проведение подтверждения соответствия в определенной сфере деятельности или для определенных видов товаров.

Можно получить, например, такой обобщенный список документов подтверждения соответствия продукции:

  • обязательные сертификаты соответствия;
  • обязательная декларация о соответствии;
  • добровольный сертификат соответствия;
  • разрешительные документы подтверждения соответствия продукции требованиям российских законов, как ФЗ «О техническом регулировании, так и на основе других, выдаваемые какой-либо федеральной структурой.

Обязательные сертификатысоответствия

Можно получить в органах сертификации, относящихся к одной из обязательных систем оценки соответствия. В настоящее время в России их количество достигло 16 единиц. Основная обязательная система оценки соответствия – ГОСТ Р.

Обязательные сертификаты в этой системе требуется оформить на виды продукции, которые перечислены в Постановлении Правительства РФ № 982 от 1.12.2009 г. В этом же списке товаров приведен перечень стандартов, на исполнение которых требуется оформить документы подтверждения соответствия продукции.

Центральным органом данной системы сертификации является Росстандарт.

Все другие системы сертификации обязаны быть зарегистрированными в Росстандарте и быть включены в Государственный реестр. Органы сертификации других обязательных систем оценки соответствия должны иметь аккредитацию в своем центральном органе.

Обязательность документов подтверждения соответствия продукции во всех других обязательных системах сертификации  устанавливается также Федеральными законами и Постановлениями Правительства РФ.

  Если для продукции определена необходимость наличия сертификата соответствия, то без такого документа товар не может быть в России реализован и находиться в обороте.

Узнать подробнее

Декларация о соответствии продукции

Также является обязательным документом подтверждения соответствия продукции и устанавливается теми же законодательными актами, что и необходимость оформления обязательных сертификатов соответствия.

Чаще всего законодательный документ, утверждающий товары, которые подлежат обязательной оценке соответствия, перечисляются двумя списками: для выписки сертификата соответствия и для оформления декларации о соответствии.

Декларация о соответствии продукции также может быть оформлена в органе сертификации, который имеет аккредитацию на проведение оценки соответствия в требуемой сфере деятельности или для конкретной продукции.

Добровольные сертификаты соответствия

Можно оформить в любой из добровольных систем сертификации, которых в РФ свыше 100. Данные документы подтверждения соответствия продукции являются актами доброй воли самого изготовителя или продавца.

Но часто известные сетевые магазины не разрешают реализацию товаров, которые не имеют сертификатов соответствия или других документов подтверждения соответствия продукции. Кроме того, наличие добровольного сертификата соответствия привлекает внимание покупателей.

Знак маркировки «добровольная сертификация», как бы, говорит своим потенциальным потребителям, что продукция хорошего качества: изготовителю нечего скрывать от независимой экспертизы.

Разрешительные документы Ростехнадзора

Требуется оформить на основе законодательства РФ, которые относятся к одной из форм государственного регулирования.

В рамках разрешительной деятельности производится оценка соответствия установленным национальным требованиям в указанной области и оформление документов подтверждения соответствия продукции, которые иначе называются  разрешительные документы. Например, Ростехнадзор оформляет разрешительные документы  в следующих ситуациях:

  • для эксплуатации, ввоза в РФ или вывоза из России устройств, содержащих озоноразрушающие вещества;
  • разрешение, связанное с использованием атомной энергии;
  • для работ со взрывчатыми веществами;
  • для эксплуатации оборудования, измерительной техники, приборов, технических устройств при монтаже их во взрывоопасных средах или на  опасных производствах и цехах;
  • для ввоза на территорию РФ различных  ядовитых веществ, кроме психотропных и наркотических (ввоз и оборот которых регулируется другими ведомствами).

Разрешительные документы Росстандарта

Требуется оформить в рамкахФЗ № 208 от 2008 года  «Об обеспечении единства измерений». В рамках  государственной системы  единства измерений (ГСИ) Росстандарт уполномочен  выполнять утверждение стандартных образцов и типов средств измерений устройств и приборов.

Разрешительные документы Роспотребнадзора

В рамках санитарной сертификации на соответствие требованиям Таможенного Союза оформляются с 1 июля 2010 года. Документы подтверждения соответствия продукции это: Свидетельство государственной регистрации Таможенного Союза  и Экспертное заключение Роспотребнадзора.

Требуется их оформить на продукцию, которая включена в перечень, определенный решением Комиссии ТС № 299 от 28.05.2010 г.

Предъявить такие документы требуется при возникновении необходимости санитарного и эпидемиологического надзора при пересечении грузом границы РФ (ТС) или при первой реализации продукции на территории Содружества.

Сертификационные разрешительные документы МЧС на продукцию

Можно оформить на  соответствие исполнения  требований  ФЗ № 123 «О пожарной безопасности» — Технического регламента, который функционирует в России с 1 мая 2009 года.

Списки продукции, на которые необходимо оформить обязательные документы соответствия (сертификат и декларацию) включены в Постановление Правительства России № 241 от 17 марта 2009 года.

В отличие от других Технических регламентов, данный документ предусматривает возможность оформления добровольный сертификат соответствия.

Разрешительные документы МВД

В качестве документов подтверждения соответствия продукции можно оформить на следующие объекты:

  • на оружие, патроны, основные комплектующие части оружия  на основе  ФЗ «Об оружии».  Подтверждение оценки соответствия оружия проводится  в системе ГОСТ Р и осуществляется Росстандартом. Испытание оружия проводится в лабораториях МВД, которые должны иметь аккредитацию Росстандарта и получить Аттестат аккредитации;
  • на пожарно-охранную сигнализацию. Такие разрешения могут быть выданы на некоторые устройства в обязательном порядке, а на другие – на добровольной основе.  Перед оформлением  разрешительных документов МВД проводятся определительные, исследовательские и сертификационные испытания. Обязательной является  экспертиза аппаратуры систем видео наблюдений, других технических средств охраны и безопасности объектов. Сертификационные испытания проводятся в системе, где Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является центральным органом системы.
  • на продукцию пиротехнического назначения согласно соответствующему Техническому регламенту;
  • на навигационно-мониторинговые системы, на  военную специальную технику и вооружение  в добровольной ведомственной системе сертификации – СССТ-  специальной и военной техники, вооружения МВД России. Оценка соответствия производится на технику, закупаемую из-за рубежа и на объекты, выпускаемые в России. Государственное учреждение НПО «Специальная техника и связь» является центральным органом СССТ.

Разрешительные документы Россвязи

В форме декларации о соответствии или сертификатов соответствия оформляются  в обязательной системе сертификации связи ССС, которая является подсистемой ГОСТ Р.  Документы подтверждения соответствия продукции требуются для средств связи, для подтверждения их электромагнитной совместимости, качества сигнала, соответствия требованиям ГОСТ в области безопасности.

Разрешительные документы ФСБ или ФСТЭК

Требуется получить для устройств и программного обеспечения, использующих средства криптографической защиты.

Если информация связана с государственной тайной, то следует обращаться в систему сертификации, где центральным сертификационным органом является Федеральная служба безопасности.

В других случаях оформить разрешительный документ можно в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.

Разрешительные документы ТПП

Документы Торгово-Промышленной Палаты необходимо оформить для экспорта товаров из РФ. Документом, подтверждающим, что продукция была изготовлена именно в России (т.е.

не менее половины всех затрат, связанных с ее изготовлением произведены российским изготовителем), является сертификат происхождения продукции. В зависимости от того, в какое государство осуществляется вывоз изделий, зависит форма полученного документа.

Часто сертификат происхождения является добровольным документом, но в случае, если наличие его оговорено в контракте, то он становится обязательным в рамках этой договоренности.

подтверждение соответствия, подтверждение соответствия продукции

Источник: http://turbotest.ru/vidy-dokumentov-podtverzhdeniya-sootvetstviya-produkcii/

Об утверждении Положения о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации , Приказ ТПП России от 30 мая 2018 года №52

Перечень сырья (и/или материалов и комплектующих изделий), используемых для производства заявленной продукции (для проведения экспертизы по отнесению продукции производителей к продукции собственного производства)

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 719 “О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации”:

1. Утвердить Положение о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (далее по тексту – Положение) (прилагается).

2. Департаменту развития торгово-промышленных палат (Кузьмин Д.А.), Департаменту методического обеспечения проведения сертификации, экспертной деятельности и подтверждения производства промышленной продукции (Ильичев Е.А.) направить в установленном порядке утвержденное Положение в уполномоченные торгово-промышленные палаты для использования в работе.

3. Считать утратившими силу приказы ТПП РФ:

– от 28 апреля 2016 года N 33 “О Положении о порядке выдачи актов экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации”;

– от 4 апреля 2017 года N 32 “О внесении изменений в Положение о порядке выдачи актов экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации”;

– пункт 3 приказа ТПП РФ от 28 декабря 2017 года N 95 “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации, уполномоченных на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 719 “О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации”.

4. Контроль за выполнением приказа возложить на вице-президента ТПП РФ Фатеева М.А.

Президент

Торгово-промышленной палаты

Российской Федерации

С.Н.Катырин

Приложение. Положение о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации

Приложение

к приказу ТПП РФ

от 30 мая 2018 года N 52

Положение о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации разработано на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 N 719 “О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации” (далее по тексту – Постановление N 719).

Раздел 1. Основные понятия, используемые в Положении

_________________

Используемые в Положении понятия “субъекты деятельности в сфере промышленности”, “промышленная продукция” соответствуют определениям данных понятий, изложенным в Федеральном законе от 31.12.2014 N 488-ФЗ “О промышленной политике в Российской Федерации”, и приводятся для удобства их использования применительно к настоящему Положению.

субъекты деятельности в сфере промышленности – юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

промышленная продукция – товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности;

уполномоченная ТПП – торгово-промышленная палата в Российской Федерации, уполномоченная на реализацию Постановления N 719;

заявитель – субъект деятельности в сфере промышленности, обратившийся в уполномоченную ТПП с заявлением о получении акта экспертизы или сертификата СТ-1 в соответствии с требованиями настоящего Положения;

акт экспертизы – акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренным приложением к Постановлению N 719 (далее по тексту – требования, предусмотренные приложением к Постановлению N 719);

сертификат СТ-1 – сертификат о происхождении товара формы СТ-1, в соответствии с которым Российская Федерация является страной происхождения товара (промышленной продукции), отвечающего критериям, установленным Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года;

информационный ресурс ТПП РФ – совокупность информации о выданных актах экспертизы, а также сертификатах СТ-1 и экспертных заключениях для субъектов деятельности в сфере промышленности, содержащейся в центральной базе данных Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, с помощью которого обеспечивается их формирование и хранение с использованием официального сайта ТПП России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

конструкторская документация – совокупность конструкторских документов, содержащих данные, необходимые для проектирования (разработки), изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации, ремонта, модернизации, утилизации промышленной продукции (ГОСТ 2.102-2013);

Источник: http://docs.cntd.ru/document/557619522

Товароведческая экспертиза

Перечень сырья (и/или материалов и комплектующих изделий), используемых для производства заявленной продукции (для проведения экспертизы по отнесению продукции производителей к продукции собственного производства)

Товароведческая экспертиза представляет собой ряд мероприятий по исследованию промышленных товаров с целью определения их качества, а также его соответствия существующим стандартам.

Товароведческая экспертиза проводится как по инициативе покупателя, разочарованного качеством приобретенных товаров, так и по желанию производителя или продавца, желающего убедиться в соответствующем качестве продукции.

Подобные исследования назначают и в ходе расследования уголовных дел и судебных разбирательств по ним, связанным с хищениями, подделками товаров и другими преступлениями, совершаемыми на основе производства непродовольственных товаров.

Большая часть таких правонарушений осуществляется скрытыми методами, обнаружить которые можно только при специальном изучении свойств товара. Процедура расследования этих уголовных дел требует определения следующих обстоятельств:

  • Намеренное изменение зафиксированных в сопроводительной документации данных, содержащих информацию о качестве и количестве произведенного товара.
  • Искажение способов маркировки товаров и данных товарного ярлыка.
  • Намеренное изменение объема продукции, испорченной в результате несоблюдения условий транспортировки или хранения.
  • Нарушение процедуры сортировки товара, правил приемки продукции, испытаний или разбраковки.

Помимо нарушений, допущенных при производстве товара, и оценки качества продукции, товароведческая экспертиза устанавливает наличие в исследуемых объектах веществ, вредных для здоровья человека или для окружающей среды. Особенно это важно для детских и медицинских товаров.

Большое количество товароведческих экспертиз проводится в ходе рассмотрения дел, возбужденных по гражданским искам, связанным с разделением имущества, возмещением ущерба при порче или повреждении имущества, продажей некачественных товаров, исключением из описи определенных имущественных объектов.

Предмет, объекты и порядок проведения товароведческой экспертизы

Товароведческая экспертиза проводится компетентными специалистами, обладающими необходимыми знаниями в области товарных характеристик. Предмет исследования определяется в каждом индивидуальном случае в зависимости от целей инициатора экспертизы.

Как правило, предмет исследования, так или иначе, касается классификационной идентификации продукта, его состояния на момент проведения экспертизы, а также определения причин или обстоятельств изменения состояния и/или характеристик товара.

Эксперт-товаровед должен обладать необходимым уровнем компетенции для вынесения суждений по обозначенным предметным областям.

Объектом товароведческой экспертизы являются единицы продовольственной или непродовольственной промышленной продукции, а также любые материальные предметы, содержащие информацию о товарном происхождении объекта исследования: сопроводительная документация, технические описания и рекомендации по использованию, хранению и перемещению изделий. Экспертизе подлежат в том числе и объекты, уже бывшие в употреблении, выбывшие из употребления, и даже части изделия. Следует отметить, что если некоторый материальный предмет не имеет характерных признаков, свидетельствующих о его товарной сущности, то его нельзя рассматривать как объект соответствующей экспертизы. Если, скажем, в результате воздействия огня, воды или химических веществ товар утратил свои конструктивные характеристики, то производство товароведческой экспертизы не представляется возможным. Например, невозможно определить принадлежность остатков сгоревшей одежды определенному классу товаров. Подобные задачи решаются в рамках криминалистической и других экспертиз. В ситуации, когда необходимо провести исследование значительного количества товаров одного сорта, наименования или модели, объектами исследования становятся специальным образом отобранные образцы или пробы. Чтобы выбор образцов был корректным, для его проведения приглашают эксперта-товароведа.

Порядок проведения товароведческой экспертизы включает в себя традиционные для подобных исследований этапы:

  1. Заключение договора, определение предмета исследования и формулировка вопросов, на которые предстоит ответить специалисту в области товароведения.
  2. Доскональное изучение всех документов, относящихся к объекту исследования.
  3. Непосредственный анализ объекта исследования, включающий визуальный осмотр изделия и проведение специфических оценочных мероприятий.
  4. Оформление экспертного заключения в письменном виде за подписью специалиста, проводившего исследование. В экспертное заключение вносится описание всех проведенных экспертных мероприятий, письменные выводы эксперта, его ответы на поставленные вопросы, рекомендации (при необходимости). К заключению прикрепляются копии всех документов, изученных в процессе исследования. Экспертное заключение носит доказательный характер при использовании его в процессе судебного разбирательства.

Задачи, которые решаются в процессе осуществления товароведческой экспертизы

Исходя из целей инициатора исследования и определенного им предмета анализа, производится постановка задач, которые решает товароведческая экспертиза. Наиболее часто перед экспертом ставятся следующие задачи:

  1. Идентификация объекта исследования, то есть определение принадлежности конкретных экземпляров продукции или некоторого множества товарных единиц одному типу (марке, модели, сорту или виду).
  2. Определение соответствия качества товара предписаниям нормативных документов (стандартов, ГОСТов и пр.), сертификатам качества или эталонным образцам.
  3. Установление произошедших в качестве товара изменений (порча объекта, присутствие дефектов и их отражение на качестве продукции).
  4. Установление соответствия определяемых характеристик продукции информации, зафиксированной на упаковке товара (этикетке, ярлыке, самом изделии). К списку характеристик продукции относятся: состав изделия, использованное при изготовлении сырье и прочие материалы, конструкция, данные о надлежащих размерах изделия, технические параметры и пр.
  5. Определение правильности исчисления естественной убыли продукции, а также допустимости произведения списания естественной убыли.
  6. Определение соответствия способов и средств упаковки товара предписаниям нормативной документации.
  7. Установление соответствия способов, сроков и условий перевозки товара предписаниям нормативных документов.
  8. Определение соответствия условий эксплуатации товаров информации, указанной в сопроводительных документах.
  9. Анализ изменения качества продукции в результате воздействия определенных факторов.
  10. Установление соответствия процедуры приемки и мероприятий по испытанию качества товаров предписаниям нормативных документов.
  11. Определение рыночной стоимости товара, а также изменения стоимости вследствие нарушения его фактического состояния.
  12. Установление обстоятельств, связанных с ненадлежащим функционированием службы метеорологического контроля предприятия или организации.
  13. Определение нарушений, допущенных при оформлении сопроводительной документации и вызвавших несоблюдение прав потребителей.
  14. Установление фактов нарушения хозяйственной деятельности организации, приведших к производству и продаже товаров ненадлежащего качества.

Правовая основа проведения товароведческой экспертизы

Осуществление товароведческой экспертизы лежит в поле действия Федерального закона, регламентирующего защиту прав потребителей.

Положения данного закона гласят, что продавец или производитель должен предоставить покупателю продукцию, имеющую надлежащий уровень качества, который зафиксирован в соответствующих стандартах (статья 4 ФЗ).

На производителей и продавцов ложится ответственность за передачу покупателю неполной или искаженной информации о товаре, правилах его эксплуатации, перевозки и хранения, а также о правилах безопасности при обращении с изделием (статья 12 ФЗ). Закон определяет судебный порядок защиты потребителем своих прав (статья 17 ФЗ).

Согласно Закону, покупатель имеет неотъемлемую возможность реализовать свои права в том случае, если купленный товар имеет дефекты, недостатки или ненадлежащий уровень качества. В частности, покупатель может потребовать от продавца или производителя:

  • Заменить приобретенный товар на аналогичный.
  • Предоставить вместо купленного изделия похожее. При этом покупателю должна быть возмещена ценовая разница.
  • Возврата денежных средств, затраченных на приобретение некачественного товара.
  • Сокращения цены сообразно обнаруженным недостаткам изделия.
  • Немедленного устранения недостатков.

Эти положения зафиксированы в статье 18 ФЗ, которая также утверждает, что отсутствие у покупателя товарного чека не может создавать препятствий для рассмотрения и удовлетворения его требований.

Вопросы, на которые отвечает специалист в области товароведческой экспертизы

Специалист, осуществляющий товароведческую экспертизу, отвечает на довольно широкий круг вопросов, касающихся разнообразных характеристик исследуемого объекта, области его применения, состояния товара, факторов сохранности объекта или обстоятельств, вызвавших снижение его качества. При постановке вопросов следует учитывать компетенцию специалиста в области товароведения. Есть целый ряд вопросов, на которые эксперт-товаровед не имеет права отвечать. Например, специалист не может определить, принадлежат ли две части одному и тому же товару. Для установления подобных фактов требуется проведение других видов экспертизы с привлечением материаловедческого или трасологического анализа. Товаровед может определить, принадлежат ли исследуемые части объекта одному виду изделий (одной модели одежды, например).

В компетенцию товароведа также не входит определение способа производства товара, предприятия-изготовителя или страны, в которой изготовлено изделие. Эти вопросы связаны с процедурой организации производства и могут быть заданы эксперту, обладающему необходимыми познаниями в области технологии производства товаров.

Эксперт-товаровед не дает рекомендаций и не высказывает своего профессионального мнения по вопросам возможности осуществления ремонта, восстановления испорченного изделия, а также о предполагаемой стоимости этих мероприятий. При проведении товароведческой экспертизы недопустимы и вопросы справочного или правового характера.

Эксперт не выносит решения о виновности какого-либо лица в порче товара или в производстве (продаже) некачественных изделий. Эти вопросы находятся в поле деятельности судебных и следственных органов.

Специалист в области товароведения имеет право определять качество товара, степень его снижения, стоимость изделия (в том числе с учетом измененного качества), величину ущерба, возникшего в результате порчи товара. Перечень основных вопросов, которые ставятся перед экспертом-товароведом:

  1. Соответствует ли качество товара информации, указанной на упаковке или в сопроводительной документации?
  2. Совпадает ли количество вложенного товара данным, содержащимся на упаковке.
  3. Каковы фактические характеристики товара?
  4. Совпадают ли они с маркировкой на ярлыке, этикетке или упаковке?
  5. Каковы различия между установленными характеристиками товара и показателями, содержащимися на упаковке или в сопроводительной документации?
  6. Соответствует ли качество исследуемого объекта предписаниям стандартов, разработанных для данной группы товаров?
  7. В чем выражены отклонения качества товара от данных стандартов?
  8. Допустима ли реализация исследуемой продукции? Возможна ли ее переработка или утилизация?
  9. Допускает ли сопроводительная документация условия, в которых реально перевозился или хранился товар?
  10. Отвечает ли упаковка предписаниям соответствующих стандартов качества?
  11. Могли ли условия хранения повлиять на изменение качества исследуемого объекта?
  12. Какие правила приемки товара могли быть нарушены?
  13. Соответствуют ли определяемые показатели изделия таким же характеристикам эталонных образцов?
  14. Есть ли у исследуемого объекта дефекты?
  15. В чем причины возникновения дефектов?
  16. Имеют ли дефекты производственное происхождение?
  17. Верно ли выбрана методика начисления нормы естественной убыли, учитывая данные условия транспортировки и хранения товара?
  18. Какова остаточная стоимость поврежденного изделия?
  19. Какова стоимость исследуемого объекта с учетом износа непосредственно перед воздействием на него пожара, протечки и пр.?
  20. Насколько понизились качество и цена товара, поврежденного в результате протечки, пожара, загрязнения химическими веществами?

ВАЖНО

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Источник: https://sudexpa.ru/expertises/tovarovedcheskaia-ekspertiza-neprodovolstvennykh-tovarov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.