Индивидуальная ресурсно-сметная норма

Издания по теме статьи

Индивидуальная ресурсно-сметная норма

Индивидуальные сметные нормативы для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, будут разрабатываться только по решению Правительства РФ

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подготовило проект постановления Правительства РФ, согласно которому индивидуальные сметные нормативы, предназначенные для строительства конкретного объекта, будут разрабатываться и применяться только по решению Правительства РФ.

Проект нормативно-правового акта подготовлен по поручению Правительства Российской Федерации. Документ предполагает внесение изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 г.

В действующей редакции положения говорится, что для строительства объектов за счет федерального бюджета сметная документация составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

Если же необходимые сметные нормативы в реестре отсутствуют, то по решению заказчика в установленном порядке могут разрабатываться индивидуальные сметные нормативы.

Согласно проекту постановления, разработанному Минстроем России, этот порядок планируется изменить: если объект планируется строить по технологиям, которые не учтены в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре, для него могут быть разработаны и могут применяться индивидуальные сметные нормативы, но «исключительно по отдельному решению Правительства Российской Федерации».

Справочно:

Минстрой России в середине февраля 2015 года по поручению Президента страны разработал и внес в Правительство РФ предложения по новым подходам в ценообразовании при строительстве объектов с привлечением бюджетных средств. Данные предложения министерство разрабатывало последние три месяца, на основе их будет подготовлен отдельный законопроект, который значительно реформирует ценообразование в строительстве.

Основой нового принципа ценообразования станет переход к государственному заданию по формированию исчерпывающей базы сметных нормативов строительных материалов и стоимости услуг машин и механизмов. Государственные задания обеспечат эффективное выполнение задач и прозрачный контроль за актуализацией и достоверностью сметных нормативов.

После формирования база будет находиться в постоянном мониторинге, что позволит сформировать максимально достоверную стоимость объекта капитального строительства перед ее последующей корректировкой в Главгосэкспертизе и определением окончательной цены на конкурсных процедурах. Предполагается, что база будет находиться в открытом доступе.

Сметный приговор (предыстория постановления)

Расценки на строительство завышают на миллиарды бюджетных рублей, установила Счетная палата.

Процесс ценообразования и сметного нормирования в строительстве за счет федерального бюджета непрозрачен и приводит к завышению стоимости объектов на миллиарды рублей. Фактически он отдан на откуп закрытому клубу коммерческих структур.

Это следует из отчета аудиторов Счетной палаты (СП) Сергея Агапцова и Юрия Росляка. Они провели анализ деятельности организаций, которые ведут ценообразование, сметное нормирование и оценку сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с использованием средств федерального бюджета.

Отчет аудиторов был рассмотрен коллегией СП под председательством Татьяны Голиковой, сообщает пресс-служба контрольного ведомства.

Госконтроль над ценообразованием и сметным нормированием фактически утрачен. “Это результат деятельности органов государственной власти на протяжении целого ряда последних лет”, – заявил Юрий Росляк. При этом ежегодные расходы федерального бюджета на капстроительство составляют около триллиона рублей.

Вопросы ценообразования и сметного нормирования в строительстве находились в компетенции Росстроя, затем Минрегиона, потом Госстроя, который в 2013 году был преобразован в Министерство строительства и ЖКХ.

Минстрой осуществляет свои полномочия в этой сфере через федеральные автономные учреждения “Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов” (ФЦЦС) и “Главное управление государственной экспертизы” (Госэкспертиза). Первое разрабатывает соответствующую документацию, второе – проводит ее экспертизу.

Действующая процедура позволяет использовать индивидуальные нормативы для отдельных объектов или даже целых отраслей, которые повышают стоимость объектов на 20-45 процентов.

Всего таких нормативов сейчас свыше 150. Они регулярно применяются госкомпаниями и корпорациями.

Так, их использование при строительстве космодрома “Восточный”, по оценкам аудиторов, увеличило сметную стоимость на 13,2 миллиарда рублей (20 процентов).

Минстрой и его предшественники не принимали меры по снижению стоимости объектов капитального строительства, оценке эффективности капитальных вложений и выбору оптимальных проектных решений, заключили в СП.

Госэкспертизой “уже сегодня выпущены положительные заключения на сметную документацию с применением повышающих нормативов с общей стоимостью согласованных объектов 206 миллиардов рублей”, – сказал Сергей Агапцов.

“Фактически большинство индивидуальных и отраслевых сметных нормативов были разработаны коммерческими организациями, имеющими признаки аффилированности с бывшим руководителем ФЦЦС Евгением Ермолаевым и его супругой”, – говорится в сообщении СП.

Экс-руководитель ФЦЦС уволился в конце прошлого года.

Ведомственные проверки показали, что работа Центра неэффективна, непрозрачна и не отвечает государственным задачам по ценообразованию в строительстве с привлечением бюджетных средств, сообщало РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Минстроя.

В частности, при формировании основных факторов цены на строительство необоснованно привлекались коммерческие организации, причем объективность их оценок вызвала у Минстроя серьезные вопросы.

“Данные организации оказывают на федеральном и региональном уровнях весь спектр услуг по ценообразованию и сметному нормированию, а также обучению, аттестации кадров, издательской деятельности, разработке и распространению специализированных программных продуктов, зачастую выступая от лица самого ФЦЦС”, – говорится в сообщении СП. Более того, их названия (“Госнорматив”, “Госстройсмета”) создают ложное впечатление об официальном характере их работы, отметили аудиторы. При этом стоимость разработки только двух сметных нормативов для “Росатома” составила 944 миллиона рублей.

В самом же ФЦЦС нет квалифицированных кадров, утрачены информационные системы и архивы, часть бухгалтерских документов и отчетности. При этом руководство ФЦЦС, по заявлениям проверяющих, препятствовало их работе и не представляло документов в срок.

Также аудиторы выявили существенные нарушения при ведении федерального реестра сметных нормативов. Он не оформлен как государственная информационная система, а распространением информации по нормативам занимается коммерческая организация. “Поэтому и точность так называемых эталонных баз данных сметных нормативов государством не гарантирована”, – отметил Сергей Агапцов.

По итогам проверки коллегия СП направила обращения в ФСБ, Генпрокуратуру, Следственный комитет и ФАС, а также информационное письмо президенту РФ. Представления направлены Минстрою, ФЦЦС, Госэкспертизе, отчет о результатах проверки – палатам парламента.

Просмотров статьи: 4009 с 24.02.2015

Ознакомиться с изданиями из категории «Сметное дело»

Источник: http://www.steps.ru/article/individualnye_smetnye_normativy/

Основные определения и понятия в сметном нормировании

Индивидуальная ресурсно-сметная норма

Сметная норма – устанавливает расход производственных ресурсов: а) затраты труда рабочих в чел.-ч., б) время работы строительных машин и механизмов в маш.-ч., в) потребность в материалах, изделиях и конструкциях в натуральных показателях – на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.

Нормы затрат труда включают в себя:

  • трудозатраты на выполнение технологических операций;
  • трудозатраты на подноску и подачу строительных материалов;
  • трудозатраты на подготовку рабочего места;
  • трудозатраты по уборке рабочего места по окончании производства работ;технологические перерывы, регламентируемые законодательством о труде.

Нормы затрат на Эксплуатацию машин учитывают:

  • время выполнения технологических операций;
  • время замены быстроизнашивающихся частей, режущего инструмента и сменной оснастки;
  • время перемещения машин по фронту работ в пределах строительной площадки;
  • время подготовки машин к работе и их сдачи в конце смены или по окончании работ;
  • время перерывов в работе машиниста, регламентированных законодательством о труде.

Нормы затрат на Материалы определяют расход материалов, необходимых для производства строительных работ.

Сметная норма определяет количество ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ. В связи с тем, что основополагающим принципом при разработке сметных нормативов является принцип усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, нормативы в сторону их уменьшения не корректируются.

Различают сметные нормы:

  • элементные, разработанные на отдельные виды работ (земляные, отделочные и т.д.) и элементы конструкций (полы, кровли);
  • укрупненные – на комплекс работ по возведению конструктивных элементов или зданий и сооружений в целом;
  • относительные сметные нормативы, выраженные в %. К этой группе относятся нормативы НР, СП, лимитированных и прочих затрат.

На основе сметных норм и цен на ресурсы составляются расценки в рублях, соответственно – единичные (на виды работ) и укрупненные (на комплекс работ).

Виды сметных нормативов

Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники.

В зависимости от уровня разработки и применения сметные нормативы подразделяются на:

Государственные федеральные сметные нормативы (ГСН) – разрабатываются по заданию гос. органов управления строительством и вводятся ими в действие. Применяются при определении сметной стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства за счет средств федерального бюджета. Могут применяться во всех регионах страны с соответствующей привязкой к местным условиям.

Отраслевые (ведомственные) нормативы (ОСН) – вводятся в действие министерствами и другими органами федерального управления России, а также крупными корпорациями. Используются для определения стоимости строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли народного хозяйства.

К Территориальным сметным нормативам (ТСН) относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрабатываемые Региональными Центрами Ценообразования в Строительстве (РЦЦС), ТСН не должны противоречить или дублировать федеральные сметные нормы.

К Фирменным сметным нормативам (ФСН) или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации – производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

Индивидуальные сметные нормы (ИСН) разрабатываются в случае отсутствия в действующих сборниках отдельных нормативов по предусмотренным в проекте технологиям работ. ИСН утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов должно быть согласовано:

  • по объектам, финансируемым из федерального бюджета – с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства;
  • по объектам, финансируемым из регионального бюджета – с правительством субъекта РФ или органом, им уполномоченным;
  • по объектам, финансируемым из внебюджетных источников – с инвестором.

Сметно-нормативная база

Сметно-нормативная база – совокупность сметных нормативов с правилами их разработки и применения.

Государственные элементные нормы (ГЭСН), как и любая другая сметно-нормативная база, изданы в виде сборников на строительные и специальные строительные работы, на ремонтно-строительные работы, на монтаж оборудования, на пусконаладочные работы.

Каждый сборник ЭСН имеет техническую часть. Техническая часть сборников включает следующие разделы:

  1. Общие указания – приводится порядок применения сметных норм и расценок данного сборника;
  2. Правила определения объемов работ – приводятся правила исчисления объемов работ;
  3. Коэффициенты к нормам при производстве работ в особых условиях.

Все ЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительства на принятую технику и технологию и предусматривают нормальные (стандартные) условия производства работ, не осложненные внешними факторами.

При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорность и др.

) – к сметным нормам и расценкам применяются поправочные коэффициенты (приводятся в МДС и технических частях к сборникам) .

ЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ, производимые в уникальных условиях, к качеству которых предъявлены повышенные требования.

При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов не производится.

Нормативы каждого сборника должны применяться с учетом положений, изложенных в Общих указаниях (МДС).

Единичная расценка

Единичная Расценка – предназначена для определения прямых затрат в сметной стоимости строительства.

Статьи прямых затрат в единичных расценках определяются умножением норм затрат ресурсов (труда в чел.-ч., строительных машин в маш.-ч., материалов в натуральных единицах) на соответствующие сметные цены в руб. (тарифную ставку рабочих по среднему разряду работ, цены на ЭМ, цены на материалы).

Так как единичные расценки используются при составлении смет, их иногда называют сметными расценками.

Единичные расценки или сметные расценки учитывают оптимальные технологические и организационные схемы производства ремонтно-строительных работ, оптимальный набор (перечень) строительных машин, автотранспортных средств и материальных ресурсов.

Сметные расценки отражают среднеотраслевой уровень по принятой технике, технологии, организации работ, не осложненных особыми факторами условий производства работ. В случае наличия таких факторов, к единичным расценкам применяются поправочные коэффициенты.

Расценки в сборниках разработаны «закрытыми», т.е. в графе «материалы» учитывают сметную стоимость наиболее часто применяемых материалов.

В случае применения (согласно проекту) строительных материалов с марками и нормами расхода, отличными от учтенных в расценках, цены материалов в расценках должны быть заменены на цены проектных материалов по Федеральному «Сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве», а при отсутствии данного материала в номенклатуре Федерального сборника – на основании калькуляции с учетом документально обоснованных затрат на тару, упаковку, транспортные и заготовительно-складские расходы, наценки снабженческо-сбытовых и посреднических организации.

Федеральные единичные расценки корректировке не подлежат, в том числе в случаях, когда:

  • применяются типоразмерные либо иные виды машин и механизмов, принципиально не меняющие технологические и организационные схемы производства работ;
  • используются импортные строительные машины. Исключение: применяемые импортные машины не имеют аналогов отечественного производства, а применение импортных машин предусмотрено проектом;
  • предусматривается применение машин, а фактически строительные работы осуществляются вручную, либо с применением средств малой механизации;
  • используются иные (по сравнению с предусмотренными в сборниках ЭСН) типы и виды строительных материалов, изделии или конструкций, в том числе импортные, не меняющие принципиально технологию и организацию производства работ, и не снижающие качественный уровень строительного объекта. Исключение: случаи, когда замена материалов на импортные произведена по требованию заказчика.

Источник: https://avis-media.com/informatsiya/stati/stroitelstvo-i-smetnoe-delo/tsenoobrazovanie-i-smetnoe-normirovanie/osnovnye-opredeleniya-i-ponyatiya-v-smetnom-normirovanii/

Составление смет в региональных и ведомственных сборниках

Индивидуальная ресурсно-сметная норма

  • составление смет на любые работы;
  • применение любых нормативных сборников;
  • сжатые сроки и доступные цены.

Система ценообразования в строительстве основывается на государственных сметных нормативах и иных сметных нормативных документах, помогающих определить сметную стоимость строительства.

Речь идет о строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, монтажных, пусконаладочных работах.

Сметные нормативы представлены в виде сборников, содержащих сметные нормы, цены и расценки. В них указаны положения, правила и требования для определения сметной стоимости строительства.

Что такое сметная норма, о которой мы так часто говорим при составлении смет? Сметная норма включает ресурсы на принятый измеритель любого вида работ.

Под ресурсами понимаем затраты труда работников, время работы строительных машин, количество необходимых материалов, изделий и конструкций.

Сметные нормативы дают возможность быстро определить количество необходимых ресурсов, утвержденных по норме, для выполнения определенного вида работ. Принцип расчета нормативов – усреднение с минимальным уровнем расхода ресурсов. Именно поэтому нормативы не корректируются в сторону уменьшения.

Сметные расценки подразумевают производство работ в стандартных условиях без осложненных внешних факторов. Если присутствуют особые условия производства работ (близость действующего оборудования, стесненность и прочее), то к сметным нормам применяют соответствующие коэффициенты. Подбираются коэффициенты из раздела “Общие положения” к нормативным сборникам и расценкам.

Рассмотрим, какие виды сметных нормативов существуют.

Государственные федеральные сметные нормативы

Государственные федеральные сметные нормативы (ГСН, ФЕР, ГЭСН) – сметные нормативы из действующих норм Российской Федерации, вводятся Департаментом строительства Минпромэнерго, применяются в отраслях народного хозяйства и при строительстве объектов со средств федерального бюджета в обязательном порядке.

Ведомственные сметные нормативы

Отраслевые сметные нормативы (ОСН) – ведомственные нормативы для оценки затрат на строительство в определенной отрасли, вводятся министерствами, корпорациями, уполномоченными органами федерального управления. Сюда относятся нормы и расценки РЖД, РАО, ЕЭС и другие.

Региональные сметные нормативы

Территориальные сметные нормативы (ТЭСН, ТСН, ТЕР) – региональные, местные нормативы для строительства на территории конкретного субъекта Российской Федерации, вводятся администрацией субъекта, применяются в обязательном порядке при строительстве объектов за счет средств бюджета субъекта и в добровольном порядке организациями при ремонте и строительстве на территории субъекта. Должны не противоречить действующим федеральным нормам. Пример: ТЕР Ленинградской области. Составление смет в Тер Санкт-Петербурга – задача проще, чем применение ФЕР в регионе, потому что ТЕР Санкт-Петербург составлены проектными институтами и региональным центром по ценообразованию с учетом местных условий.

Индивидуальные и фирменные сметные нормативы

Индивидуальные и фирменные сметные нормативы (ИСН, ФСН) – сметные нормативы индивидуального пользователя, основанные на государственных, территориальных или ведомственных нормативах с учетом реальных условий производства работ и особенностей подрядной организации.

Если действующие нормативы не содержат необходимых расценок, допускается разрабатывать индивидуальные нормативы с учетом условия работы, усложняющих факторов и утверждать их с заказчиком в рабочем проекте.

Рекомендуется перед применением индивидуальных сметных нормативов при строительстве с использованием средств федерального бюджета согласовывать их с соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти в регионе строительства.

Все вышеперечисленные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Почему стоит заказать составление смет у нас?

  • За время своей работы мы составили большое количество смет.

    Мы занимаемся составлением смет в Москве и других регионах на основе нормативных баз;

  • Мы предлагаем услуги составления смет в ленинградских ТЕР и ТЕР любого региона, а также экспертизы и ведения сметной документации;
  • Мы предлагаем доступные цены на составление смет.

    На наши работы даем гарантию;

  • Сроки составления смет могут быть рекордно быстрыми. Составляем сметы в региональных и ведомственных сборниках за короткие сроки.

Google

Источник: http://smetnoe.ru/sostavlenie-smet-v-regionalnyh-i-ve

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.