Договор поставки по результатам тендера
Тендеры и государственные закупки: что это, основные моменты
Наверное, практически все, кто занимается своим бизнесом, слышали об электронных торговых площадках (ЭТП). Сейчас (ЭТП) являются одним из эффективных средств развития своего бизнеса как для лиц, выступающих заказчиками тех или иных товаров и услуг, так и для поставщиков, которые могут поставить запрашиваемую продукцию или оказать необходимые услуги.
Некоторые предприниматели уже освоили функционал электронных площадок и активно работают на них, находя для своего бизнеса новых клиентов. Другие же, наоборот, первый раз слышат о возможности найти заказчика через участие в конкурсах на ЭТП.
Как попасть на одну из действующих ЭТП? Как участвовать в тендерах? Сегодня мы начнем новый блок статей в разделе «Тендеры», посвященных участию в конкурсах на ЭТП, в которых постараемся дать ответы на основные вопросы.
Что такое тендер
Те из вас, кто хоть раз сталкивался с темой работы на ЭТП, слышал такие слова как «тендер», «конкурс», «аукцион». Здесь следует сразу же разобраться в терминах. Итак, начнем с понятия «аукцион». Аукцион – это открытое соревнование между несколькими участниками торгов.
Вспомните, обычные аукционы по продаже каких-нибудь ценностей. Как это выглядит? Любой участник может назвать цену, информация о цене доступна всем остальным конкурентам, каждый из них может предложить более выгодную цену.
Аналогично проходят аукционы и на ЭТП, торги идут либо на снижение, либо на повышение. Логика действий проста:
- если аукцион объявлен на выполнение какого-либо запроса, то заказчику выгоднее принять наименьшее предложение – это аукцион на понижение;
- если аукцион проводится для реализации имущества банкрота, то продавцу выгоднее продать его дороже – это аукцион на повышение.
Таким образом, определяющее значение при подведении итогов аукциона имеет цена.
С тендером ситуация совсем другая, так как тендер — конкурентный отбор наилучшего предложения на основе максимально наилучших условий выполнения запроса заказчика, заключающегося в поставке каких-либо товаров, предоставления услуг. Слово «тендер» в этой ситуации является синонимом слова «конкурс».
Как проводится тендер
- Заказчик формирует свой запрос, оговаривает его основные характеристики и требования к исполнителю;
- После составления необходимой документации заказчик объявляет конкурс на выполнение своего запроса;
- Лица, желающие выступить исполнителями запроса и подписать договор с заказчиком, готовят и подают свои заявки;
- Заказчик рассматривает все полученные заявки и выбирает победителя;
- По итогам тендера между заказчиком и участником-победителем подписывается договор.
Главных отличий тендера от аукциона два:
- Предложение участника оценивается не только по стоимости, но по другим критериям, которые важны для заказчика – выиграть тендер может предложение не с самой низкой стоимостью, хотя цена все равно остается главным фактором выбора победителя;
- Предложение конкретного участника не доступно для других участников, они не знают о содержании заявок друг друга – заказчик при вскрытии полученных конвертов может огласить цены участников с целью провести уторговывание, если это предусмотрено тендерной документацией.
Таким образом, определяющее значение при подведении итогов конкурса имеют сочетание всех условий поставки, выражающееся в максимальной выгоде для заказчика.
Немного о нормативной базе и портале Zakupki.gov
Итак, конкурсы могут проводить как органы власти, так и коммерческие предприятия. Вот здесь следует немного ознакомиться с существующей нормативной базой.
Те, кто задумывался об участии в конкурсах, наверняка, слышал о госзакупках. Сферу государственных закупок регламентирует ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд».
Заказчиком в данном случае являются организации, относящиеся либо к государственным, либо к муниципальным заказчикам, плюс бюджетные учреждения, которые делают закупки на средства субсидий, полученных из бюджетов РФ разных уровней.
Проще говоря, если вы собираетесь участвовать в госзакупках, то вашим заказчиком всегда будет государство – в том или ином виде. Результатом участия в конкурсах, относящихся к госзакупкам, будет подписание госконтракта (муниципального контракта).Это следует хорошо уяснить, а еще лучше подробно ознакомиться с законом, так как после заключения госконтракта победитель несет определенные обязательства.
Кроме этого закона есть еще один важный нормативный акт – ФЗ № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Этот закон регулирует проведение запросов предложений со стороны таких заказчиков как: госкорпорации и компании с долей государства, естественные монополии и другие лица согласно п. 2 ст. 1 документа.
По результатам конкурсов, проводимых по этому закону, заказчик и участник-победитель заключают контракт (договор).
Получается, что если вы намерены поучаствовать в госзакупках или закупках, объявляемых компаниями, которые связаны с государством, то ваши действия будут рассматриваться в свете этих двух нормативных актов.
Заказчики, относящиеся к указанным выше группам, обязаны проводить закупки для своих нужд согласно этим нормативным актам. Организации, работающие по 223-ФЗ, могут дополнительно разработать свое положение о закупках – внутренний регламент, учитывающий особенности организации.
Информация о конкурсах в обязательном порядке должна быть опубликована на официальном Портале закупок zakupki.gov.ru.
Портал закупок zakupki.gov.ru — официальный сайт РФ, содержащий всю информацию о конкурсах, проводимых согласно двум перечисленным ранее ФЗ.
Здесь можно найти: нормативную базу, реестры планов закупок, перечни товаров (работ, услуг), которые закупаются у представителей СМСП, реестр государственных / муниципальных контрактов, реестр договоров, подписанных по результатам закупок, отчетность по ним, а также прочую информацию, которая может представлять интерес у участников госзакупок.Здесь же публикуется реестр недобросовестных поставщиков, куда попадают те, кто после заключения контракта не смог выполнить свои обязательства. При необходимости любой заказчик или другой контрагент может проверить наличие вашей компании в этом реестре с помощью функции поиска.
Информация, публикуемая на Портале закупок, доступна всем. Главной функцией сайта является возможность представителей бизнеса найти интересующие их объявленные конкурсы, также получить конкурсную документацию.
Коммерческие тендеры
Коммерческие компании, которые с государством не связаны, также объявляют тендеры на закупку товаров, работ, услуг для удовлетворения своих потребностей. Такие конкурсы регулируются Гражданским кодексом РФ и внутренними положениями конкретной компании о закупках.
Зачем все это делается? Если госорганы и организации, связанные с государством, обязаны осуществлять свои закупки в виде конкурсов, то коммерческие компании в принципе могут покупать товары для своих нужд у кого хотят.
Но такой подход противоречит принципам бизнеса, ведь принимать следует самое выгодное предложение.
Если компания будет самостоятельно искать подходящего исполнителя, это может занять много времени.
Оптимальным вариантом в таких случаях будет объявление конкурса, размещение его в открытый доступ и сбор заявок от участников, желающих получить тот или иной контракт.
Получается, что такой способ поиска исполнителя выгоден для обеих сторон: заказчик получает максимально выгодное для себя предложение, а исполнитель находит потребителя своих услуг.
Участвовать или не участвовать
Источник: //kakzarabativat.ru/tender/tendery-i-gosudarstvennye-zakupki-osnovnye-momenty/
Положение о тендерах
1.1 Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с заключением на тендерной основе Договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд предприятия.
1.2 Тендеры проводятся в целях повышения эффективности расходования средств и повышения качества приобретаемых товаров (работ, услуг).
1.3 Тендеры проводятся по следующим этапам:
- публикация извещения о проведении тендера и тендерной документации;
- вскрытие конвертов с заявками на участие в тендере;
- рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в тендере;
- определение победителя тендера;
- заключение договора по результатам проведения тендера.
1.4 Настоящее Положение применяется в случаях необходимости заключения договоров на поставку товаров, на выполнение работ, оказание услуг, предполагаемая цена которых свыше 100000 рублей.
В целях обеспечения интересов предприятия генеральный директор вправе принять решение:
- о заключении сделок, предусмотренных частью первой настоящего пункта, без предварительного проведения тендера;
- о проведении тендера на условиях настоящего Положения в случаях когда, предполагаемая цена сделки менее 100000 рублей.
1.6 При проведении предприятием тендеров в соответствии с настоящим Положением не применяются:
1.6.
1 Нормы действующего законодательства, регулирующие отношения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
1.6.
2 Положения Гражданского кодекса Российской Федерации о торгах вне зависимости от формы их проведения, так как предприятия в регулируемых настоящим Положением отношениях не выступает в качестве организатора торгов, не является собственником отчуждаемой вещи или обладателем отчуждаемого имущественного права, либо специализированной организацией, действующей на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права, выступающей от имени собственника или от своего имени.
1.7 Предприятие не несет обязанности по разъяснению участникам тендера причин и оснований решений тендерной комиссии о не допуске к участию в тендере, отклонении представленных заявок.Принятые тендерной комиссией решения по результатам проведения предусмотренного настоящим Положением тендера оспариванию участниками тендера не подлежат.
2 Тендерная комиссия, участники тендера
2.
1 Деятельность по организации и проведению тендеров осуществляется тендерной комиссией предприятия (далее — комиссия).
В состав комиссии входят: директор по маркетингу и продажам; директор по экономике и финансам; юрисконсульт; руководитель профильной дирекции, инициирующей тендер; секретарь тендерной комиссии.
Председателем тендерной комиссии является генеральный директор предприятия, который осуществляет контроль и координацию работы тендерной комиссии.
2.
2 Тендерная комиссия предварительно рассматривает извещения о проведении тендеров и тендерную документацию, осуществляет отбор участников тендера, вскрытие конвертов с заявками на участие в тендере, рассматривает, сопоставляет и оценивает предложения участников тендера, определяет победителя тендера, обеспечивает документальное оформление проведения тендера и заключение договора по его итогам.
2.
3 Участниками тендера являются юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, претендующие на заключение с предприятием договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, и соответствующие требованиям, предъявляемым к ним настоящим Положением и тендерной документацией.
2.
4 Максимальное количество участников тендера не ограничено, минимальное количество участников должно составлять не менее двух. При наличии только одного участника либо отсутствии заявок на участие тендер считается несостоявшимся.
Предприятие вправе заключить договор с участником тендера, подавшим единственную заявку, если поданная им заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным тендерной документацией либо в случае допуска к участию в тендере только указанного участника. В указанном случае предприятие в течение трех рабочих дней направляет участнику тендера договор, содержащий предложенные участником условия.
2.
5 Участники тендера, подавшие заявки на участие в тендере, должны соответствовать следующим требованиям:2.
5.1 Должны быть зарегистрированы в установленном порядке, в случае необходимости иметь соответствующие разрешения, лицензии, свидетельства, соответствовать иным требованиям действующего законодательства.
2.
5.2 Не должны находиться в процессе ликвидации, в отношении участников тендера не должно быть принято решений арбитражного суда о признании их банкротами.
2.
5.3 Должны исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды.
2.
5.4 Их деятельность не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
2.
6 Тендерной документацией к участникам тендера могут быть установлены дополнительные требования.
Участник тендера обязан информировать предприятие о6 обстоятельствах, связанных с процессом ликвидации или реорганизации, признанием его несостоятельными (банкротом) или действии в отношении него процедуры наблюдения или внешнего управления.
3 Подготовка к проведению тендера, извещение о его проведении, тендерная документация
3.
1 Структурное подразделение, отдел, заинтересованные в заключении сделки, либо работник, на которого возложена обязанность по ее заключению, в срок не менее чем за семь календарных дней до даты публикации извещения и тендерной документации представляет тендерной комиссии всю необходимую информацию и документы (в том числе техническое задание и проект договора).
3.
2 Секретарь тендерной комиссии на основании представленной информации и документов готовит проект извещения о проведении тендера и пакет тендерной документации и представляет их на рассмотрение тендерной комиссии.
3.
3 Извещение о проведении тендера и тендерная документация после их утверждения тендерной комиссией публикуются на сайте предприятия.
Извещение o проведении тендера не является публичной офертой.
3.
4 Извещение о проведении тендера публикуется не менее чем за четырнадцать календарных Дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в тендере, если иной более короткий срок не установлен комиссией.3.
5 В извещении о проведении тендера указываются следующие сведения:
- наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона и (или) факса предприятия;
- предмет договора с указанием точного количества поставляемого товара, объема
- выполняемых работ (оказываемых услуг);
- техническое задание (при наличии);
- место и срок поставки товара, выполнения работ (оказания услуг);
- начальная (максимальная) цена договора;
- тендерная документация, либо порядок предоставления тендерной документации (если условиями тендера предусмотрено ее дополнительное предоставление);
- день окончания подачи заявок на участие в тендере, место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в тендере.
В извещении могут указываться иные сведения, необходимые для проведения тендера.
3.
6 Предприятие до дня окончания подачи заявок вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении тендера и (или) тендерную документацию.
Днем окончания подачи заявок, если иное не предусмотрено в извещении о проведении тендера, является последний рабочий день, предшествующий дню вскрытия конвертов с заявками.
В случае необходимости срок подачи (уточнения) заявок продлевается с таким расчетом, чтобы со дня опубликования изменений и до дня окончания приема заявок он составлял не менее десяти календарных дней.
3.
7 Предприятие вправе в любое время отказаться от проведения тендера без объяснения причин такого отказа участникам тендера.
3.
8 Разрабатываемая предприятием тендерная документация должна соответствовать извещению о его проведении и содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара (работ, услуг), функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара‚ условия, сроки поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), порядок расчетов, гарантийные обязательства и иные сведения, необходимые для заключения договора по итогам тендера.
Кроме того в тендерной документации указывается:
- срок, порядок и форма подачи заявок на участие в тендере;
- требования, предъявляемые к участникам тендера и заявкам на участие в тендере;
- порядок и срок отзыва заявок на участие в тендере и внесения в них изменений;
- форма и порядок предоставления и разъяснения участникам тендера положений тендерной документации;
- дата, время и место вскрытия конвертов с заявками на участие в тендере;
- критерии оценки заявок на участие в тендере, порядок их сопоставления;
- срок подписания договора по итогам тендера с его победителем.
К тендерной документации может приобщаться проект договора.
3.
9 Все разъяснения положений тендерной документации даются только по письменным запросам участников (в том числе в электронной форме) при условии их поступления не позднее пяти календарных дней до дня окончания подачи заявок.
4 Порядок подачи заявок на участие в тендере
4.1 Для участия в тендере подается заявка в срок и по форме, установленным тендерной документацией. Заявка подается в запечатанном непрозрачном конверте. Каждый участник тендера вправе подать только одну заявку. Подача повторной заявки допускается только после предварительного отзыва предыдущей.
4.2 В заявке указываются сведения об участнике — его наименование и организационно-правовая форма, адрес местонахождения, реквизиты, сведения о наличии необходимых лицензий и разрешений, номера телефонов, адреса электронной почты.
Кроме того, заявка должна содержать полные и четко определенные условия предложений участника тендера по всем условиям планируемой сделки, указанным в извещении и тендерной документации предприятия.
Заявка подписывается лицом, уполномоченным на заключение сделок от имени участника тендера, заверяется печатью.
К заявке прилагается:
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц либо единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученная не ранее шести месяцев до подачи заявки;
- документы или их копии, подтверждающие соответствие участника тендера
- установленным требованиям и условиям допуска к участию в тендере;
- документ, подтверждающий полномочия представителя.
Заявка должна содержать иные сведения и (или) документы, предусмотренные тендерной документацией.
4.3 Все поданные заявки и приложенные к ним документы по окончании тендера его участникам не возвращаются.
5 Вскрытие конвертов с заявками на участие в тендере, отбор участников тендера
5.1 Заявки на участие в тендере вскрываются в месте, в день и во время, определенные извещением о проведении тендера.
5.2 При установлении факта подачи одним участником тендера двух или более заявок на участие в тендере, данные заявки не рассматриваются, такой участник не допускается к участию в тендере.
5.3 По результатам вскрытия конвертов с заявками тендерной комиссией в тот же день составляется протокол, в котором отражаются сведения об участниках тендера, подавших заявки, сведения о заявках и приложенных к ним документах.
При подаче только одной заявки или их отсутствии, в протоколе делается отметка о том, что тендер не состоялся.Если предприятием принято решение о заключении договора с единственным участником тендера, это отражается в протоколе.
5.4 Проверку соответствия участников тендера требованиям настоящего Положения и тендерной документации осуществляет тендерная комиссия.
При несоблюдении установленных требований, при выявлении фактов предоставления недостоверных сведений участник тендера к участию в нем не допускается либо подлежит исключению из состава его участников на любом этапе проведения тендера.
6 Оценка и сопоставление заявок на участие в тендере, определение победителя тендера
6.1 Тендерная комиссия в целях определения победителя тендера осуществляет оценку и сопоставление условий поданных заявок в соответствии с критериями, установленными тендерной документацией.
6.2 На основании результатов оценки и сопоставления заявок всем заявкам присваиваются порядковые номера в зависимости от выгодности предложенных условий.
Победителем тендера признается участник, предложивший наилучшие условия заключения договора, его заявке присваивается первый номер.
6.3 Предприятие вправе выбрать победителем тендера любого участника, в том числе, если предложенная одним из его участников цена договора ниже цены, предложенной победителем тендера.
6.4 По результатам оценки, сопоставления заявок и определения победителя тендера составляется итоговый протокол, в котором отражаются:
- количество и сведения об участниках тендера;
- сведения о поступивших заявках;
- решение комиссии о победителе тендера.
6.5 Тендерная комиссия осуществляет вскрытие конвертов с заявками, отбор участников тендера, сопоставление заявок и определяет победителя тендера в срок, не превышающий семи календарных дней.
7 Заключение договора по результатам проведения тендера
7.1 После подписания протокола о результатах тендера тендерная комиссия направляет победителю тендера договор, составленный в соответствии с условиями, предложенными победителем в заявке на участие в тендере.
7.2 Если победитель тендера отказался от подписания договора, подписал его на иных условиях, отличающихся от предложенных в процессе тендера, либо подписанный договор не был возвращен предприятию в установленный срок, победитель тендера признается уклонившимся от подписания договора.
7.3 Предприятие вправе отказаться от заключения договора с победителем тендера в случае выявления его несоответствия требованиям, предусмотренным настоящим Положением.7.4 В случае уклонения победителя тендера от заключения договора либо отказе предприятия в его заключении. Предприятие вправе заключить договор с участником тендера, заявке которого присвоен второй номер, на условиях, предложенных победителем тендера либо на условиях, указанных в заявке данного участника.
Смотреть все записи от Admin
Источник: //gostost.ru/pologenie-o-tenderah/
Заключение договора после победы в тендере
Выигрыш в конкурсе – только половина победы. Участников тендера ожидает самый ответственный этап – заключение договора. Одним из немаловажных факторов является отправка подтверждающих документов.
Необходимо помнить, что в течение 5 дней Поставщику необходимо отправить Заказчику официальным письмом полный пакет документов, по которым был получен допуск на конкурс.
В случае, если срок будет упущен, с Поставщиком могут не заключить договор.
Подписываем договор
Нужно помнить, что заказчик в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола об итогах электронного конкурса подписывает и направляет поставщику проект договора о государственных закупках товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закона и на основании Типового договора о государственных закупках работ (товаров/услуг). Поэтому, если Заказчик по каким-то причинам после выхода протокола об итогах не хочет высылать проект договора, ссылаясь на различные причины, например, что потенциальный поставщик должен приехать сам и т.д. знайте по Закону РК «О государственных закупках» именно Заказчик высылает подписанный со своей стороны договор. У потенциального поставщика есть также время для подписания, полученного от Заказчика договора и отправки его назад. Срок заключения договора о государственных закупках не может быть более тридцати календарных дней со дня направления потенциальному поставщику проекта договора о государственных закупках.
шаг 01
Обеспечение исполнения договора
Еще одним немаловажным фактором является обеспечение Поставщиком исполнения договора, который заключается в выплате аванса, размер которого составляет определенный процент от суммы договора.
Поставщик должен в течение 10-ти рабочих дней со дня заключения договора о государственных закупках произвести оплату на расчетный счет Заказчику.
Размер обеспечения исполнения договора устанавливается организатором госзакупок в размере 3% от общей суммы договора, за исключением случаев, когда договором предусмотрена выплата аванса.
В случае, если договором предусмотрена выплата аванса, обеспечение исполнения договора устанавливается в размере равном авансу, который должен быть не менее 3% от общей суммы. Это означает, что если в договоре предусмотрен аванс в пределах 30% от суммы договора, то поставщик должен перечислить именно указанный процент.
шаг 02
Внесение изменений в заключенный договор
На этапе выполнения договорных обязательств часто бывает, что Заказчики не учли определенные дополнительные работы/услуги в технической спецификации или им необходимо дополнительно докупить определенное количество товаров.
В этой ситуации Законом предусмотрено внесение изменений в заключенный договор о государственных закупках. В основном внесение изменений в заключенный договор о госзакупках допускается при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика.
Внесения изменений в заключенный договор бывает в основном в случаях: – в части уменьшения либо увеличения суммы договора, связанной с уменьшением либо увеличением потребности в объеме приобретаемых товаров, работ, услуг, при условии неизменности цены за единицу товара, работы, услуги, указанных в заключенном договоре о государственных закупках данных товаров, работ, услуг. – в части уменьшения или увеличения суммы договора на выполнение работ со сроком завершения в следующем (последующих) году (годах), вызванных изменением налогового, таможенного и иного законодательства Республики Казахстан – по взаимному согласию сторон в части уменьшения цены на товары, работы, услуги и соответственно суммы договора – в случае, если поставщик в процессе исполнения заключенного с ним договора о государственных закупках товара предложил при условии неизменности цены за единицу товара более лучшие качественные и (или) технические характеристики либо сроки и (или) условия поставки товара. В основном при изменении договора заключается дополнительное соглашение, которое подписывается каждой из сторон и которое вступает в силу с момента его подписания.
шаг 03
Подведем итоги:
Поставщикам нужно соблюдать на этапе подписания договора установленные законодательством сроки по предоставлению документов, иначе Заказчик может рассмотреть действия поставщика как уклонение от заключения договора о государственных закупках.
Поставщикам нужно внимательно читать и исполнять обязательства, описанные в приложении 2 к договору – технической спецификации. Также нужно в срок предоставлять все отчеты, производить поставку товаров и иные обязательства по заключенному договору, т.к. согласно ст.
11 Закона РК «О государственных закупках» ненадлежащее исполнение договорных обязательств – одна из причин включения поставщиков в реестр недобросовестных участников системы госзакупок.Все документы, которые поставщик предоставляет Заказчику, а также всю деловую переписку нужно вести официально, чтобы было документальное подтверждение выполнения обязательств по договору в срок.
Дилара Байканова
Источник: //kapital.kz/step-by-step/13121/zaklyuchenie-dogovora-posle-pobedy-v-tendere.html
Договор на приобретение товаров по государственной закупке: рассмотрим подробно
Как показывает практика, успех предпринимателя на рынке государственного заказа определяется не только знанием конкурсных процедур, умением правильно подобрать соответствующие документы, но и доскональным выполнением контрактных условий.
Но в отличие от обычной коммерческой практики, система взаимоотношений предпринимателя с государственными органами или юридическими лицами их представляющие (например, агентства или государственная корпорация, муниципальные предприятия и учреждения) строится на других принципах, что находит непосредственное отражение в контрактной системе.
Строго говоря, проблема определения места государственного контракта среди гражданско-правовых отношений является достаточно сложной. Прежде всего, это объясняется тем, что переход к рыночной экономике повлек за собой в значительной степени замену административных рычагов регулирования экономики договорным способом.
Договор в качестве регулятора общественных отношений стал использоваться не только в традиционных сферах его применения – гражданском, трудовом праве, но и в публично-правовых областях – налоговом, таможенном, бюджетном и др.
Нормативно правовая база в виде существующих законов (например, ФЗ -44, ФЗ -94 и ФЗ – 223) определяет государственный и муниципальный контракт как договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правовой договор, заключенный бюджетным учреждением в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством, государственных и муниципальных контрактов, а также за счет предоставленных таким учреждениям бюджетных инвестиций.
Однако это формальное определение мало что дает для участников конкурсных процедур в целях применения на практике контрактных отношений, где контрагентом выступает государство (в том или ином лице).
В этой статье будет рассказано об основных понятиях, характеризующих госконтракт, дано общее представление о том, что такое типовой договор по госзакупкам и какие нюансы следует учитывать при его применении в деловой практике.
Общее понятие договора по государственным закупкам
В системе правовых отношений, охватывающих область государственных закупок в порядке конкурсных процедур (аукционов, запросов котировок и т.п.), понятие договора определяется важными определениями:
- покупателем является государственный орган — государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица (агентский договор госзакупки)
- договор — государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке:
- предпочтительным способом размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд признано проведение открытых торгов (конкурсов) или электронных аукционов
- порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК РФ;
- государственный или муниципальный заказчик обеспечивает своевременную оплату товаров за счет средств бюджета, а также возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
- законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров. Расторжение договора о государственных закупках также имеет свой порядок, который, как правило, носит судебный характер. Внесудебные споры, как это практикуется в коммерческом секторе, практически исключены.
- споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.
Нормативная база кроме кодифицированных законов регулируется такими правовыми актами:
- Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
- Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
- Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе»;
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Основной порядок заключения договора
Для целей практической реализации возможностей работы по государственным контрактам необходимо знать хотя бы общий порядок заключения договора поставки или оказания услуг, которые были выиграны на соответствующем конкурсе.
Обычно такой порядок состоит из следующих этапов:
- По результатам конкурса государственный или муниципальный заказчик разрабатывает проект договора с указанием всех необходимых реквизитов. В некоторых случаях когда, например, осуществляется долгосрочный период работы по контракту, то сначала разрабатывается Генеральное соглашение или контракт, а уже детальная проработка поставок или оказания услуг включена в дополнительное соглашение к договору по государственным закупкам.
Также довольно часто в рамках отношений с государственным заказчиком может быть предусмотрена такая форма, как агентский договор при госзакупках, где исполнителем является генеральный подрядчик, а основное выполнение заказа возлагается на третью сторону отношений — агента.
Обычно такое встречается когда, например, товары для государственных нужд поставляются по импортным контрактам, где агентом выступает логистическая компания, перевозчик и т.п. Обычно его называют оператором контракта или поставки.
- После того, как разработан проект договора со всеми дополнительными соглашениями, он направляется поставщику или исполнителю. Законом предусмотрен довольно большой срок (30 дней) для того, чтобы контрагенты его изучили и вынесли по нему свое решение о согласованиях, доработке технических условий и т.п.
- Если имеются существенные разногласия по условиям контракта, то либо продлевается срок согласования, либо создается согласительная комиссия, которая должна выработать единое решение и прийти к устраивающему всех консенсусу.
- Если форма, условия и сроки контракта не удовлетворяют исполнителя, то он может выйти на заказчика с предложением о досрочном расторжении контракта, либо сделать это через судебные процедуры.
В случае отказа покупателя от товара или от заключения договора государственный или муниципальный заказчик обязан в течение 30 дней определить для поставщика другого покупателя, например, направить поставщику отгрузочную накладную с указанием получателя товара либо сам выступить получателем товара (с обязанностью оплатить).
Если государственный или муниципальный заказчик указанное условие не выполняет, поставщик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика принятия товара (и его оплаты) либо реализовать товар по своему усмотрению с отнесением разумных расходов по реализации товара на государственного или муниципального заказчика. Убытки, причиненные поставщику в связи с неисполнением государственного или муниципального контракта, подлежат возмещению в течение 30 дней.
Ответственность сторон по договору поставки для государственных или муниципальных нужд является основание наступления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора; Что касается самой формы государственного контракта, то в большинстве случаев он содержит стандартные пункты и параграфы, как это обычно применяется в коммерческой практике.
Отдельно стоит сказать несколько слов о том, как закрывать договора на госзакупках. В отличие от коммерческих договоров прием работы или услуг осуществляется не просто по схеме «деньги против поставки», а через специальные приемные комиссии, где кроме заказчика могут участвовать различные представители государства или муниципальных органов власти.
Предприниматель, участвующий в государственной контрактной системе, должен понимать, что получить государственный контракт – это всего лишь только малая часть работы. И чтобы сдать работу или товар (и получить вознаграждение), нужно иметь представление о том, как работают такие комиссии и всех тех дополнительных издержках, с которыми он может при этом столкнуться.
Источник: //tv-bis.ru/investitsii-i-goszakupki/261-dogovor-na-priobretenie-tovarov-po-gosudarstvennoy-zakupke.html
Заключение договора по 223-ФЗ: правовые основы
В нашей статье читайте о правовых основах заключения договора по 223-ФЗ и как заключить сам договор. Кроме того, эксперт Оксана Шипунова прокомментирует, какие существуют нюансы при заключении договора по 223-ФЗ.
Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.
Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:
Договоры, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие. Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.
Рамочный договор по 223 — ФЗ
Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.
Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:
- предусматриваются открытые условия;
- не указывается точные показатели цены и объема;
- отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.
Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.
Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:
Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения.
Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой.Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки.
Возмездные договоры по 223 — ФЗ
Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.
Договор возмездного оказания услуг содержит:
- Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
- Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:
Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера.
Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры.
Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры.
Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.
Существенные условия договора
Согласно п.1. ст.
432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.
Комментирует Оксана Шипунова,ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:
Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре.Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.
Положение о закупке
Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.
В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:
- комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
- правила направления документов,
- сроки направления,
- права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.
Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.
Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:
По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами.
Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту.
Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
Источник: //School.Kontur.ru/publications/1542