Акт проверки расходов на мероприятия, связанные с проведением аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации (ЧС)

Акт проверки расходов на мероприятия, связанные с проведением аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах.

При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.

На третьем этапе в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также аварийно-восстановительные работы. На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва).

Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении).

В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Источники:

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/likvidaciya-chrezvychajnoj-situacii/

Планирование и технология выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации на туймазинском газоперерабатывающем заводе

Акт проверки расходов на мероприятия, связанные с проведением аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации

Последствия ЧС парализуют нормальное функционирование объекта экономики, ведут к гибели людей, большому материальному ущербу. В связи с этим важное социальное и экономическое значение имеет планирование и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

Одной из важных задач, обеспечивающих условия своевременного и эффективного проведения мероприятий и работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасению населения, является планирование аварийно – спасательных и других неотложных работ. Планирование позволяет конкретизировать пути достижения целей и решение отдельных задач по времени, ресурсам и исполнителям [31].

В данном разделе рассматривается планирование организации АСДНР при ликвидации последствий ЧС, установление такой последовательности и такой организации проведения мероприятий, которые позволяют обеспечить в кратчайшие сроки и с привлечением минимально необходимых сил и средств выполнение работ по ликвидации данной ЧС.

Целью данного раздела является проведение планирования АСДНР, проводимых при ликвидации чрезвычайной ситуации на газофракционирующей установке ТГПЗ.

Планирование АСДНР на газофракционирующей установке ТГПЗ осуществляется на основе расчетов, приведенным в разделе 3 (см. также Приложение Б рисунок 1):

– полному разрушению подверглось здание технологической насосной блока №1, здание материального склада №1 подверглось средней степени разрушения;

– площадь пожара пролива S = 692 м2;

-количество пострадавших со смертельным исходом 30 человек (считается, что все они находятся в завалах), легкой степени и средней степени тяжести 57 человек, 17 из них находятся в завалах.

На основании этих данных производится планирование АСДНР. При планировании ведения АСДНР при ликвидации ЧС на ТГПЗ основными задачами являются:

– анализ сложившейся обстановки;

– определение характера разрушений;

– разработка комплекса превентивных мероприятий;

– планирование и технология ведения аварийно-восстановительных работ;

– расчет необходимых сил и средств для проведения мероприятий;

– подбор спасательной техники для выполнения работ.

Перечень превентивных мероприятий при авариях на пожаро- и взрывоопасных объектах

Превентивные мероприятия направлены на предотвращение аварийных ситуаций, либо снижение ущерба при их возникновении. Режимы проведения мероприятий: 1- режим повседневной деятельности, 2 – режим повышенной готовности, 3 – режим чрезвычайной ситуации [32].

Комплекс превентивных мероприятий представлен в таблице 4.1.

Таблица 4.1 – Перечень основных превентивных мероприятий при авариях на ТГПЗ

Мероприятия, осуществляемые на

региональном уровне

Характеристика мероприятий,

параметры их проведения

1

2

Проверка работоспособности автоматических систем обнаружения и оповещения о возникновении аварии на объектах

Режимы 1, 2. Оборудование объектов датчиками контроля и обнаружения возгорании, определения критических параметров производственных процессов, автоматического отключения установок и оборудования в случае угрозы.

Установка и регламентная проверка спринклерных и дренчерных систем пожаротушения, систем создания инертной среды, изоляции аварийных помещений и установок. Создание и периодическая проверка локальных систем оповещения.

Контроль на промышленном объекте за выполнением правил противопожарной безопасности

Режимы 1, 2. Сертификация производств по степени пожарной опасности. Экспертиза соответствия технологических процессов и изменений в них нормам противопожарной безопасности. Периодический комиссионный осмотр и актирование объектов. Контроль за пополнением и освежением средств пожаротушения, знанием персоналом правил противопожарной безопасности. Проведение учений и тренировок.

1

2

Защита персонала и населения

– организация системы оповещения о возникновении ЧС;

– обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты;

– планирование проведения эвакуации из опасных районов

Режимы 1, 2. Организация и оборудование систем оповещения в соответствии с современными достижениями противопожарной техники и с учетом отраслевой специфики.

Прогнозирование зон воздействия первичных и вторичных факторов поражения для персонала и населения близлежащих жилых кварталов.

Определение мер защиты в случае аварии, определение маршрутов вывода персонала и населения из опасных зон и маршрутов ввода сил и средств для ликвидации аварий. Обучение персонала и населения правилам поведения и приемам спасения в случае аварии.

Подготовка к привлечению при необходимости дополнительных сил и средств в соответствии с планом взаимодействия

Режимы 1, 2. Осуществляется на этапе планирования действий на случай аварии. Организация взаимодействия с министерствами и ведомствами Российской Федерации. Группировка сил РСЧС: ГПС МВД; формирования ПГ министерств и ведомств; силы ГО; ВСМК МЗ. Срок приведения в готовность – от 1, 5 часов до 3 суток. Основные задачи определены.

Решение принимается на уровне министров.

Аварийно – спасательные и другие неотложные работы (в дальнейшем – АСДНР) при взрыве и пожаре пролива на газофракционирующей установке ТГПЗ включают в себя следующие мероприятия:

– разведка зоны ЧС (инженерная, пожарная, медицинская);

– ввод сил и средств АСС, АСФ в зону ЧС;

– отключение коммунально-энергетических систем (КЭС);-

– тушение пожаров;

– поисково-спасательные работы в зоне ЧС;

– оказание медицинской помощи пострадавшим;

– эвакуация пострадавших и материальных ценностей в зоне ЧС;

– подача воздуха в заваленные помещения;

– организация управления и связи в зоне ЧС;

– обеспечение общественного порядка в зоне ЧС;

– проведение аварийно-спасательных работ связанных с тушением пожаров в зоне ЧС;

– разборка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах;

– укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ;

– восстановление отдельных участков энергетических и водопроводных сетей для обеспечения противопожарного водоснабжения;

– работы по инженерной и организационной подготовке участков спасательных работ и рабочих мест в зоне ЧС (расчистка площадок, установка на площадках техники, ограждений и предупредительных знаков, освещение рабочих мест);

– ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях в зоне ЧС;

– газоспасательные работы;

– ликвидация (локализация) ЧС, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросом в окружающую среду взрывоопасных и токсичных продуктов [33].

Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС достигается за счет заблаговременно проведенной подготовки спасательных формирований, в том числе:

1) изучение обстановки сложившейся на обслуживаемой территории при ЧС;

2) изучения особенностей основных объектов расположенных на территории ТГПЗ;

3) оценки маршрутов выдвижения в район возможных действий;

4) планирования организации управления, проведения расчета сил и средств связи;

5) организации взаимодействия с соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям по вопросам совместных действий при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС [33].

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне аварии на ТГПЗ осуществляется согласно блок-схемы, представленной на рисунке 4.1.

Районы расположения формирований и время их выдвижения в зону чрезвычайной ситуации

После получения сигнала об аварии на ТГПЗ первым эшелоном в зону ЧС выдвигаются силы постоянной готовности – объектовые, находящиеся на территории ТГПЗ – газоспасательный отряд, пожарная часть ПЧ-147, медицинские формирования (3 санитарных поста). Время их готовности,

после получения сигнала от дежурного диспетчера предприятия о возникновении ЧС составляет 5 минут [36].

Вторым эшелоном, по решению руководителя ликвидации ЧС, для наращивания основных сил и средств выдвигается пожарная часть ПЧ-48, расположенная на расстоянии 5,3 км и ПЧ-146, расположенная на расстоянии 6,2 км.

Для оказания медицинской помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения в зону ЧС выдвигается бригада скорой медицинской помощи, сформированная на базе больницы №1 г.Туймазы, находящейся на расстоянии 7 км.

Для спасения пострадавших из-под завалов прибывает спасательные формирования аварийно-спасательной службы г.Туймазы, находящейся на расстоянии 5,0 км (рисунок 1 Приложения Б).

Время выдвижения формирований из мест дислокации в зону ЧС определяется по формуле:

t = tд.с. + tсб + tсл + tб.р, , (4.1)

где tд.с. – время до сообщения о пожаре, мин. Равно времени от начала возникновения пожара до сообщения о нем в пожарную часть. Принимается равным 5 минутам;

tсб– время обработки информации и сбора личного состава по тревоге (принимается не более 1 мин.);

tсл – время следования на пожар, мин. Определяется практически при наибольшей интенсивности движения транспорта или по формуле: 

tсл = L 60 / Vсл, (4.2)

где L – расстояние от места дислокации формирования до объекта, км,;

Vсл – средняя скорость движения автомобиля, км/ч.

Vсл=40 км/ч для пожарных машин, Vсл=80 км/ч для машин скорой помощи и машин аварийно-спасательной службы.

Время следования ПЧ-48 до объекта: t = 5,3 60 / 40 = 7 мин.

Время следования ПЧ-146 до объекта: t = 6,2 60 / 40 = 8 мин.

Время следования БСМП до объекта: t =7 60 / 80 = 5 мин.

Время следования АСФ до объекта: : t =5 60 / 80 = 4 мин

tб.р. – время боевого развертывания, которое принимается от 3 до 5 мин.

Подставляя данные значения в формулу (4.2) получаем общее время выдвижения:

– ПЧ-48 до объекта: tсв = 5 + 1 + 7 + 4 = 17 мин.

– ПЧ-146 до объекта: tсв = 5 + 1 + 8 + 4 = 18 мин.

– БСМП до объекта: tсв = 5 + 1 + 5 + 4 = 15 мин.

АСФ до объекта: tсв=5+1+4+4=14 мин.

Данные о времени прибытия формирований РСЧС в зону бедствия позволяют повысить эффективность и точность планирования аварийно-спасательных работ.

Источник: https://studbooks.net/1386561/bzhd/planirovanie_tehnologiya_vypolneniya_avariyno_spasatelnyh_drugih_neotlozhnyh_rabot_likvidatsii_chrezvychaynoy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.