Акт отбора проб и проведения измерений. Атмосферный воздух на границе зоны воздействия

Содержание

Контроль за выполнением требований по охране атмосферного воздуха

Акт отбора проб и проведения измерений. Атмосферный воздух на границе зоны воздействия

Ежедневно в процессе трудовой деятельности специалистам-экологам приходится отслеживать множество экологических аспектов на предприятии, будь то заключение договоров на вывоз отходов, оформление разрешений, лицензий, составление отчетности, поддержание в актуальном состоянии экологической документации в соответствии с постоянно меняющейся нормативно-правовой базой в сфере охраны окружающей среды и т.д. Кроме того, экологам приходится согласовывать разные виды документов в государственных структурах различной компетенции, осуществлять плановые и внеплановые обходы территорий промышленных площадок, встречать проверяющих, присутствовать при отборе проб… Как все успеть? Повезло тем экологам, которые трудятся не в одиночку, а в составе экологических служб, где все обязанности распределены и процессы отлажены. А когда эколог один, он обязан быть многозадачным специалистом, но при этом не в ущерб компетентности.

Одним из самых актуальных экологических аспектов на предприятии, подлежащих постоянному контролю, является охрана атмосферного воздуха (далее — ОАВ). Давайте выясним, как отладить систему контроля за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

В силу своего агрегатного состояния воздух — субстанция невидимая, поэтому экологический ущерб, наносимый загрязнением этого компонента окружающей среды, не всегда заметен (особенно если у загрязненной газовоздушной смеси нет характерного цвета и запаха).

И если несанкционированное размещение отходов, порча земель, проливы загрязняющих веществ мы в состоянии оценить мгновенно и предпринять меры по их ликвидации, то по вопросам ОАВ инженерам-экологам приходится «сражаться» внутри предприятия с начальниками служб и цехов, руководителями, инспекторами при проверках и др.

Чтобы оправдать затраты на природоохранную деятельность в сфере ОАВ, экологу необходимо грамотно обосновать свои требования, четко их аргументировать, оперируя цифрами, законами, нормативами, знать величины штрафов.

Относительно последних отметим, что 2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.

21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенно ужесточающий наказание за нарушения в сфере ОАВ:

Извлечение из Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3.

Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, предприятию теперь накладно пренебрегать вопросами ОАВ и позиция «давайте дождемся проверки — тогда и будем делать все, что нужно» довольна опасна. Как видно из приведенного извлечения, в настоящее время существенно повышены штрафы за нарушения в области ОАВ для должностных и юридических лиц.

В связи с этим лицам, ответственным за ОАВ на предприятии, следует очень внимательно отнестись к выполнению своих должностных обязанностей и исполнению буквы закона. Такие функции в организации должен выполнять сотрудник, наиболее компетентный в сфере природоохранного законодательства по ОАВ, т.е.

скорее всего специалист-эколог, а в идеале — эколог, прошедший курсы повышения квалификации по данному вопросу, посещавший соответствующие семинары и др.

Настоятельно рекомендуем составить приказ (распоряжение) руководителя предприятия о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля в области ОАВ (см.

Пример) (назначить ответственных можно также в едином документе, регламентирующем осуществление производственного контроля на предприятии, или в приказе об организации экологической службы).

Это необходимо сделать для удобства распределения обязанностей и облегчения разграничения сфер ответственности при прохождении проверки. После того как ответственные лица определены, можно перейти непосредственно к осуществлению мероприятий контроля.

Для начала на предприятии необходимо провести внутренний документарный контроль — проверку наличия, сроков действия, правильности составления документов (в нашем случае — в сфере ОАВ).

Помимо внутреннего существует и внешний документарный контроль, к которому можно отнести плановые и внеплановые проверки органов государственного контроля/надзора в пределах их компетенции [1] и проверки/запросы природоохранной прокуратуры.

Внешняя документарная проверка

Источник: https://www.profiz.ru/eco/3_2014/kontrol_oav/

М 22 методика выполнения измерений массовой концентрации органических веществ (33-х соединений) в промышленных выбросах в атмосферу, в воздухе рабочей зоны и в атмосферном воздухе газохроматографическим методом

Акт отбора проб и проведения измерений. Атмосферный воздух на границе зоны воздействия

ООО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ПРОЕКТНАЯ ФИРМА
«ЭКОСИСТЕМА»

Утверждаю:Директор ___________ Б.А. Богоявленский

МЕТОДИКА выполнения измерений массовой концентрации органических веществ (33-х соединений) в промышленных выбросах в атмосферу, в воздухе рабочей зоны и в атмосферном воздухе

газохроматографическим методом

М-22

Аттестована ГП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева»Свидетельство № 242/120-08от 26.12.2008 г.

Санкт-Петербург

2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Назначение и область применения методики

Настоящий документ устанавливает методику выполнения измерений массовой концентрации 33 органических соединений в промышленных выбросах предприятий (окрасочных, табачных, пищевых, химических, резино-технических изделий, мусоросжигающих *, типографий и др.), в атмосферном воздухе и воздухе рабочей зоны.

Перечень определяемых органических соединений, сведения об их предельно-допустимых концентрациях (ориентировочно безопасных уровнях воздействия), а также диапазоны измерений массовой концентраций представлены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/пОпределяемое веществоПДКм.р./ПДК с.с, мг/м3ПДКр.зГН 2.2.5.1313-03ОБУВ,мг/м3Диапазон измеряемых концентраций, мг/м3
1.Бензальдегид0,04/-50,010 – 100
2.Метилацетат0,07/-1000,010 – 100
3.1-Метилэтилацетат (изопропилацетат)-/-200/500,10,010 – 100
4.Пропилацетат0,1/-2000,010 – 100
5.Изобутилацетат0,1/-100,010 – 100
6.н-Бутилацетат0,1/-200/500,010 – 100
7.Пентилацетат (н-амилацетат)0,1/-1000,010 – 100
8.2-Метилбута-1,3-диен (изопрен)0,5/-400,010 – 100
9.Гексан-1-ол0,8/0,2100,010 – 100
10.2-Этилгексан-1-ол0,15/-100,010 – 100
11.Октан-1-ол0,06/0,02100,010 – 100
12.Бензилкарбинол (бензиловый спирт)0,16/-50,010 – 100
13.Пропионовая кислота0,015/-200,005 – 100
14.Пентановая кислота (валериановая)0,03/0,0150,010 – 100
15.Гексановая кислота (капроновая)0,01/0,00550,005 – 100
16.2-Этоксиэтиловый эфир уксусной кислоты (2-этоксиэтилацетат)-/-101,00,010 – 100
17.2-Метоксиэтанол (метилцеллозольв)-/-10 обув0,30,010 – 100
18.2-(1-метилэтокси)этанол (изопропил-целлозольв)1,5/0,50,010 – 100
19.2-Бутоксиэтанол (бутилцеллозольв)1/0,350,010 – 100
20.1,3,5-триметилбензол (мезитилен)-/-30/100,10,010 – 100
21.1,2,4,5-тетраметилбензол (дурол)0,025/0,01100,10,010 – 100
22.Оксидибензол (дифениловый эфир)-/-50,030,010 – 100
23.1-Метоксипропан-2-ол (альфа-метиловый эфир пропиленгликоля)-/-0,50,010 – 100
24.1-Этоксипропан-2-ол-/-0,40,010 – 100
25.4-Метилпентан-2-он (метилизобутил-кетон)0,1/-50,010 – 100
26.Циклогексан1,4/-800,010 – 100
27.Метилбутаноат-/-50,050,010 – 100
28.Этилбутаноат-/-0,050,010 – 100
29.Метилпропионат-/-100,10,010 – 100
30.Этилпропионат-/-0,10,010 – 100
31.(Этан-1,2-диол) этиленгликоль-/-10/51,00,010 – 100
32.Пропан-1,2-диол (пропиленгликоль)-/-70,030,010 – 100
33.Бута-1,3-диен (дивинил)3/130,010 – 100

_________________________

* наисточникахвыбросовмусоросжигающихпредприятий, какправило, используетсядополнительнаяочистка, поэтомупредполагается, чтопослеэтапаочистки, температуравгазоходепозволяетпроводитьотборнасорбционныетрубки.

2 Характеристика погрешности измерений

Расширенная неопределенность измерений приведена в таблице 2.

Таблица 2 Расширенная неопределенность измерений (при коэффициенте охвата k = 2)

Пром. выбросыАтмосферный воздухВоздух рабочей зоны
Ui = 0,25∙Xi, мг/м3Ui = 0,25∙Xi, мг/м3от 0,005 до 0,10 мг/м3св. 0,10 до 100 мг/м3
Ui = 0,30∙Xi, мг/м3Ui = 0,25∙Xi, мг/м3
где Xi – массовая концентрация i-ого вещества, мг/м3
УказаннаянеопределенностьсоответствуетграницамотносительнойпогрешностипридоверительнойвероятностиР = 0,95.

3 Средства измерений, вспомогательные устройства, материалы и реактивы

При выполнении измерений применяют следующие средства измерений, вспомогательные устройства, материалы, реактивы:

3.1 Средства измерений

3.1.1 Газовый хроматограф серии «КРИСТАЛЛ 2000М» или аналогичный, оснащенный пламенно-ионизационным детектором (с чувствительностью по гептану не менее 3∙10-12 г/с)

3.1.2 Персональный компьютер.

3.1.3 Программно-аппаратный комплекс Хроматэк Аналитик 2.5, обеспечивающий базовый набор операций по автоматизации хроматографии (управления, сбора и обработки данных).

3.1.4 Весы аналитические типа ВЛА-200М, среднего класса точности, ГОСТ 24104-2001, пределы допускаемой погрешности измерений ± 0,0002 г.

3.1.5 Набор гирь Г-2-210, 2 класс точности, ГОСТ 7328-82 Е.

3.1.6 Секундомер; класс 3, цена деления 0,2 с, ГОСТ 5072-73 Е.

Источник: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293776/4293776019.htm

Анализ воздуха на границе СЗЗ

Акт отбора проб и проведения измерений. Атмосферный воздух на границе зоны воздействия

Территорию, окружающую предприятие и характеризующуюся особым режимом использования, называют санитарно-защитной зоной. Благодаря ей создается барьер, который защищает население от вредного воздействия предприятия, и уменьшается загрязнение атмосферного воздуха до значений, соответствующих гигиеническим нормам.

Когда проводят исследования?

Анализ воздуха на границе СЗЗ необходим, чтобы:

  • получить разрешение на строительство объекта или его ввод в эксплуатацию;
  • определить границы санитарно-защитной зоны нового предприятия;
  • подтвердить или сократить ранее установленные границы;
  • проконтролировать состояние атмосферного воздуха.

Лабораторный контроль позволяет определить чистоту воздуха в СЗЗ и подтвердить (а в некоторых случаях опровергнуть) факт выполнения санитарно-защитной зоной своей функции, а также соответствие природоохранных мероприятий, проводимых на предприятии, законодательным нормам.

Сокращение размеров санитарно-защитной зоны возможно при понижении мощности предприятия или его модернизации, приводящей к уменьшению выбросов, что подтверждается проведённым анализом.

Если в эксплуатацию вводится новый объект, то для определения границ СЗЗ учитывают предполагаемый выброс вредных веществ в атмосферу, который основывается на работе аналогичных предприятий.

Что входит в анализ?

Анализ воздуха на границе санитарно-защитной зоны включает регулярный контроль территории, окружающей предприятие, и составление прогноза. Исследования необходимы, чтобы установить состояние воздуха и обеспечить его безопасность для населения.

Они включают:

  • сбор информации об источниках выбросов и изучение их воздействия на состояние атмосферного воздуха;
  • подготовку комплексной оценки состояния окружающей среды;
  • составление прогноза дальнейшей динамики;
  • предоставление результатов анализа администрации предприятия, чтобы она приняла плановые или экстренные природоохранные меры;
  • получение информации об эффективности мероприятий по защите окружающей среды.

При проведении анализа измеряют следующие параметры:

  • метеорологические показатели;
  • загрязнённость воздуха.

Подготовка к исследованиям

Анализ воздуха может проводиться только аккредитованной лабораторией. Его стоимость зависит от объёма и сложности работ.

Программа исследований содержит:

  • перечень загрязняющих веществ;
  • месторасположение контрольных точек;
  • периодичность отбора проб.

Количество контрольных точек, периодичность взятия проб и выбор исследуемых веществ зависят:

Как проходит отбор проб?

В большинстве случаев воздух исследуют на наличие сероводорода, окиси углерода, четырёххлористого углерода, метана, трихлорметана, аммиака, бензола, хлорбензола. Для каждого загрязняющего вещества устанавливается своя периодичность взятия проб.

Контрольные точки для взятия проб выбирают в зависимости от расположения источников выброса и жилой зоны с учётом розы ветров и карт рассеивания. Измерения обычно проводят в трёх точках, одна из которых располагается на границе ближайших жилых построек.

Брать воздух на анализ необходимо в течение 20–30 минут на протяжении 30–50 дней (длительность зависит от класса опасности предприятия) зимой, весной, летом и осенью, так как на рассеивание вредных примесей влияет время года. Пробы отбирают на уровне 1,5 метра от поверхности земли в количестве, соответствующем ГОСТу. Анализы не проводят во время обильных дождей и снегопадов, так как результаты в таком случае будут искажёнными.

Если необходима более точная информация, то в контрольных точках устанавливают стационарные посты, на которых размещают газоанализаторы на оксиды углерода, серы и азота. Они осуществляют автоматический отбор проб по несколько раз в сутки.

Для взятия проб используют аспиратор. В его состав входят электрический двигатель, воздушный насос, являющийся побудителем расхода, и несколько ротаметров, служащих индикаторами расхода.

Пробы отбирают в герметически закрывающиеся медицинские шприцы, резиновые камеры или газовые пипетки.

В протоколе отмечают дату и время отбора проб, метеорологические условия, количество отобранного воздуха, метод, применяемый для проведения анализа, концентрацию каждого вредного вещества (в миллиграммах на кубический метр).

Анализ проб в лаборатории

Пробы доставляют в лабораторию в горизонтальном положении. Анализ желательно проводить в тот же день.

Существует несколько методов исследования воздуха. Но чаще всего прибегают к газовой хроматографии. Этот способ характеризуется высокой точностью и позволяет обнаружить даже небольшие вкрапления химических веществ в сложных газовых смесях.

Результаты исследования

Полученная информация оформляется в виде протокола, содержащего результаты анализа и карту местности. На карту наносят изолинии, указывающие на распределение основных загрязнителей.

Во время исследования воздуха определяют процентное соотношение вредных для здоровья веществ. Если их концентрация соответствует установленным нормам, то предоставляется положительное итоговое заключение. Если же уровень загрязнения выше предельно допустимых норм, то в заключении указывается на необходимость принятия соответствующих мер.

Если исследования проводились с целью уменьшения размеров санитарно-защитной зоны, то на основании полученных результатов специализированные организации подготавливают технический отчёт по утверждению новых границ.

Воспользовавшись предоставленной информацией, главный государственный санитарный врач выпускает постановление о сокращении границ СЗЗ, на основании которого органы местного самоуправления принимают решение об использовании территории.

Вы можете ознакомиться с нашими выполненными объектами и стоимостью работ по анализу воздуха на границе СЗЗ.

Если вам требуется проведение анализов на границе санитарно-защитной зоны — обращайтесь!

Источник: https://xn--80anccgcwd3a3hra8a.xn--p1ai/laboratornye-issledovaniya/analiz-vozduha/na-granice-szz

Эко Вилле Трейд

Акт отбора проб и проведения измерений. Атмосферный воздух на границе зоны воздействия

Стоимость: от 2 000 руб.

Сроки: от 5 рабочих дней

Заказать

Инструментальные замеры выбросов подразумевают периодическое проведение измерений на источниках выбросов, на рабочих местах или границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ), которые осуществляются для мониторинга соответствия состава и объемов выбросов установленным нормативам.

Замеры при разработке и продлении проекта ПДВ;

Проведение замеров на организованных и неорганизованных источниках выброса является одним из основных подготовительных этапов при разработке проекта ПДВ.

Кроме этого, в зависимости от указаний, прописанных в уже разработанном томе ПДВ, предприятию может быть необходимо проводить ежегодные замеры выбросов для составления отчета о неизменности технологического процесса.

Это позволяет подтвердить, что на предприятии не произошло изменений в процессе производства и, следовательно, объемов и состава выбросов. Таким образом, проведение замеров позволяет подтвердить, что разрабатывать новый проект по выбросам нет необходимости.

Замеры для установки и сокращения границы СЗЗ;

Проведение анализа воздуха является обязательным для обоснования размеров санитарно-защитной зоны и ее дальнейшего сокращения. Проведение замеров необходимо для:

  • Мониторинга состояния атмосферного воздуха на границах;
  • Определения возможности сокращения границ СЗЗ при изменении/модернизации технологического процесса на предприятии;
  • Определения будущей границы СЗЗ строящегося предприятия

На основе полученной в результате проведения замеров информации составляется протокол, в котором содержатся сведения о полученных анализах и карта местности. Также выдается итоговое заключение, которое может быть положительным (когда концентрация вредных веществ не превышает норму) или же отрицательным.

Замеры при разработке паспорта ПГУ и ГОУ (газоочистные и пылеулавливающие установки);

В данном случае замеры проводятся для определения параметров работы установки очистки газа при разработке паспорта. Кроме этого, анализ выбросов необходимо делать для подтверждения корректности с периодичностью, прописанной в паспорте ПГУ ГОУ.

Замеры при аттестации рабочих мест (для внутреннего пользования);

При определении рабочих мест, предназначенных для сотрудников той или иной организации, необходимо руководствоваться положениями ст. 212 Трудового кодекса РФ «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда».

Так, одним из важнейших стандартов является организация безопасных условий труда с точки зрения отсутствия воздействия на сотрудника негативных факторов. Поэтому, при аттестации новых рабочих мест необходимо проводить замеры воздуха и микроклимата рабочей зоны.

Кому необходим?

В соответствии с потребностями, к организациям, которым нужно проводить периодические замеры выбросов, можно отнести следующие:

  • которым необходима разработка проекта предельно-допустимых выбросов (ПДВ) или его ежегодное продление;
  • которым по закону необходимо наличие СЗЗ: для ее установки или сокращения границ;
  • тем, у кого на балансе которых есть установки очистки газа (ПГУ и ГОУ) для разработки их паспортов и их корректного ведения;
  • проводящим внутреннюю оценку соответствия рабочих мест установленным стандартам по охране труда

Зачем необходим?

Как и упоминалось ранее, замеры выбросов являются основополагающим действием для начала разработки целого ряда экологических проектов, без которых невозможно получить точные данные и, следовательно, корректно разработать тот или иной проект.

Сведения, полученные в результате замеров, в последующем включаются в такие проекты и отчеты, как ПДВ, СЗЗ, программу ПЭК, расчет платы НВОС, отчет 2-ТП (Воздух).

Также отметим, что корректная работа по мониторингу объемов выбросов является основополагающей на предприятиях, чья деятельность связана с большим количеством негативных выбросов в атмосферный воздух, для обеспечения внутренней и внешней экологической безопасности.

Сколько стоит?

Стоимость проведения замеров начинается от 400 руб. и зависит от объема работ и состава вещества.

Сколько ждать?

Срок выполнения самой процедуры проведения замеров зависит от количества необходимых действий и обычно занимает 1-2 дня. Далее, в течении нескольких рабочих дней, происходит оформление протокола и акта выполненных работ и согласование сведений с клиентом.

Заказать консультацию

Источник: https://ekvt.ru/zamery-vybrosov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.