Акт камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) – организации, индивидуального предпринимателя

Содержание

Проверка ИП налоговой инспекцией

Акт камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) - организации, индивидуального предпринимателя

Процедура проверки налоговой отчетности, а также правильность ведения бухгалтерского учета и своевременность внесения налоговых взносов является главным инструментом контроля ФНС за соблюдением действующих норм налогового законодательства РФ.

В связи с этим, каждому индивидуальному предпринимателю необходимо знать, что такое проверка ИП налоговой инспекцией. Эта информация позволит подготовиться к проверкам, как следует. В нашей сегодняшней публикации мы рассмотрим виды и особенности налоговых проверок индивидуальных предпринимателей, а также дадим рекомендации о том, как себя вести во время налоговой проверки.

Как проводится проверка ИП налоговой инспекцией?

Нужно отметить, что порядок проведения налоговых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей практически не отличается. В первую очередь, налоговая проверка ИП направлена на осуществление первичного и камерального контроля сдаваемой налоговой отчетности, включая выездные проверки предпринимателей.

Налоговые проверки ИП можно разделить на такие виды:

  1. Плановые налоговые проверки ИП (проводятся в соответствии с принятым заранее ежегодным планом).
  2. Внеплановые (проводятся с целью контроля устранения выявленных при предыдущей проверке замечаний или при получении ФНС информации о несоблюдении ИП действующего законодательства).

Плановые налоговые проверки ИП

План проверок ИП можно найти на официальном сайте ФНС. Там содержится информация обо всех индивидуальных предпринимателях в текущем году, с указанием точной даты проверки. Т. е. у ИП всегда есть возможность подготовится к визиту инспектора, вовремя устранив все возможные нарушения.

Так же на сайте Генеральной прокуратуры по ссылке proverki.gov.ru, достаточно ввести ИНН организации или ИП, и программа выдаст информацию о том, ждать ли вам гостей из налоговой, а также дату начала проверки.

В обязанности ФНС перед проведением налоговой проверки ИП входит уведомление предпринимателя о факте предстоящей проверки. ФНС сообщает ИП, что именно будет проверяться.

В статье 21 Налогового кодекса РФ есть требование, в соответствии с которым руководитель организации или индивидуальный предприниматель должны присутствовать во время проведения налоговой проверки.

В случае если ИП не имеет возможности присутствовать при проверке, он оповещает ФНС заранее и предлагает перенести проверку на другую дату.

Стоит обратить внимание на то, что проверяемый период деятельности предпринимателя не может превышать трехлетний срок.

В соответствии с действующим законодательством, повторная проверка одного и того же налога в течение одного года не может быть проведена.

Камеральная налоговая проверка ИП

Камеральная налоговая проверка ИП — процедура повторного контроля сданной индивидуальным предпринимателем отчетности. Данная проверка является регулярной.

Суть проверки состоит в том, что инспектор самостоятельно выявляет факт сдачи отчетности ИП (декларации и тому подобные отчеты).

После этого он контролирует содержимое отчетности на предмет правильности сделанных предпринимателем расчетов по налогам.

Инспектор также проверяет корректность заполнения документов и достоверность предоставляемых данных. При отсутствии нарушений в ходе проверки, ИП даже не узнает о факте ее проведения. 

Камеральная проверка проводится не более чем 3 месяца, с даты предоставления отчетности в ИФНС. Если ИП предоставляет корректирующий отчет, то камеральная проверка по предыдущему отчету прекращается и начинается новая камеральная проверка с даты предоставления корректирующего отчета.

Во время проведения камеральной проверки работник налоговой определяет:

  • имеется или нет нарушение срока сдачи отчетности;
  • правильность заполнения отчета;
  • достоверность данных, указанных в отчете.

В случае если камеральная налоговая проверка ИП выявила нарушения, то направляется уведомление о факте проведения проверки ИП и о нарушениях. Инспектор оповещает о сроках устранения выявленных нарушений.

Налоговый орган может уведомить налогоплательшика о выявленных нарушениях или запросить дополнительную информацию одним из следующих способов:

  • ИП лично (или представителю);
  • через курьера;
  • посредством почтовых услуг (заказным письмом с уведомлением);
  • посредством электронного документооборота.

ИП, в свою очередь, должен в течение 5-ти дней может предоставить первичную документацию, подтверждающую его правоту или устранить нарушения. После этого, предприниматель предоставляет в ФНС документы, которые подтверждают факт исправления нарушений.

С 3 сентября 2018 года вступили в силу изменения в пункт 5 статьи 93 НК РФ. С этой даты, в том числе и в 2019 году, ИП может повторно не подавать любые документы в ИФНС.

Достаточно проинформировать инспекцию в ответ на ее требование, о том, что запрашиваемые документы были предоставлены ранее.

Если ИП предоставлял запрашиваемые ИФНС документы ранее в иную налоговую, то необходимо указать код этой налоговой инспекции.

Отправить такое отказное уведомление ИП должен не позже дня, следующего после даты получения требования ИФНС на повторную подачу документов.

Однако есть исключения. Подать повторно придется следующие документы:

  • документы, поданные в прошлый раз в подлинниках и возвращенные инспекцией после прошлой проверки;
  • копии документов, поданных ранее, но в связи с форс-мажором утраченные налоговиками.

Выездная налоговая проверка ИП

Как показывает практика, если индивидуальный предприниматель сдает налоговую отчетность в определенные законодательством сроки и производит правильные расчеты, то ему не назначается выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка может применяться при обнаружении нарушений в деятельности ИП.

Процедура проведения выездной налоговой проверки предполагает не только контроль сданной отчетности, но и всей хозяйственной деятельности, которую осуществляет индивидуальный предприниматель.

В ходе выездной проверки контролю подлежат:

  • финансово-хозяйственная деятельность ИП в целом;
  • отдельные сферы (применение ККТ или организация операций с наличными денежными средствами).

Для проведения выездной налоговой проверки на предприятие (в офис) ИП выезжает группа налоговых инспекторов. Ревизия может проводиться в срок до двух месяцев.

ИП обязан предоставить инспекторам рабочее место (помещение) и создать условия для проведения проверки.

В случае, когда у ИП нет офиса, проверка осуществляется в помещении ФНС. Предприниматель предоставляет проверяющим инспекторам всю необходимую для проведения проверки документацию.

В общем случае ревизия может проводиться в срок до двух месяцев. Выездная налоговая проверка ИП может длиться до полугода в следующих случаях:

  • выявления нарушений, требующих дополнительной проверки;
  • нарушение ИП сроков предоставления документации для проверки;
  • при наличии у ИП одного (нескольких) обособленных подразделений;
  • при возникновении чрезвычайных происшествий (пожар, потоп или кража).

Документы ИП для проверки налоговой инспекцией

Инспектор, проводящий проверку, может потребовать от индивидуального предпринимателя предоставления следующих документов:

  • свидетельство о регистрации ИП;
  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность (за период, который подлежит проверке);
  • кассовые документы;
  • лицензия (если ИП занимается лицензированным видом деятельности;
  • банковские документы.

Налоговая проверка при закрытии ИП

Налоговая проверка при закрытии ИП не является обязательной процедурой. И далеко не всегда сотрудники налогового органа проводят проверки ИП, подавших заявление на закрытие. Тем не менее, такая возможность не исключается.

Налоговая инспекция имеет право назначить выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя, находящегося в стадии аннулирования государственной регистрации в качестве ИП.

При этом время проведения и предмет предыдущей проверки значения не имеют.

Налоговая проверка после закрытия ИП

Проведение налоговых проверок возможно даже после прекращения ИП своей деятельности (снятия с регистрации). Предприниматель может ожидать проверку в течение трех лет с момента прекращения деятельности.

Напомним, что после прекращения деятельности и аннулирования государственной регистрации в качестве ИП, гражданин будет снят с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, но останется на учете в качестве налогоплательщика-физического лица.

При выявлении нарушений в ходе налоговой проверки, ИП грозит привлечение к ответственности.

Как себя вести во время налоговой проверки?

Предлагаем читателю отдохнуть от чтения и посмотреть видео о том, как следует себя вести во время налоговой проверки. Консультирует юрист группы-компаний “Бизнес-Гарант”.

Результаты налоговой проверки ИП

После завершения налоговой проверки ИП составляется соответствующий акт (в двух экземплярах). Один экземпляр находится у ИП, второй у инспектора.

В акте содержатся данные о ходе проведения проверки, о ее результатах, а также о выявленных нарушениях и предписанных сроках их устранения.

Индивидуальный предприниматель в двухнедельный срок может обжаловать содержание акта. Возражения прописываются в самом акте и передаются обратно сотрудникам налоговой инспекции.

Подводя итоги по теме налоговых проверок для ИП, можно сказать, что они носят регулярный характер. В связи с этим каждому индивидуальному предпринимателю следует ответственно и внимательно готовиться к проведению проверки.

При условии правильного ведения бухгалтерского учета, своевременной оплате налогов и сдачи налоговой отчетности ИП, скорее всего, стоит ожидать налоговой проверки на камеральном уровне.

Когда индивидуальный предприниматель нарушает действующее законодательство и не предоставляет налоговую отчетность в установленные сроки, ему следует ожидать проверки со стороны инспекторов в течение как минимум двух месяцев. Наказание в этом случае неминуемо.

Мораторий на плановые проверки в 2019 году

В 2015 году Правительством РФ был принят закон № 246 ФЗ, которым установлено, что:

с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого предпринимательства, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлен мораторий на проверки до 2020 года для субъектов малого бизнеса.

Однако на те ИП, по которым введен риск-ориентированный подход, а также на ИП, осуществляющих лицензионные виды деятельности мораторий распространяться не будет.

Что такое риск-ориентированный подход? Надзорные ведомства собирают сведения о деятельности ИП и определяют степень риска совершения ИП противоправных действий.

Если таких сведений по ИП нет, следовательно, мораторий на проверки для него распространяется.

К надзорным ведомствам, собирающим сведения о противоправных действиях ИП, относятся ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзор.

Закон начал действовать с 5 января 2019 года.

Тоже может быть полезно:

Уважаемые читатели! Материалы сайта TBis.ru посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК – 74999385226. СПБ – 78124673429. Регионы – 78003502369 доб. 257

Источник: //tbis.ru/nalogi/nalogovaya-proverka-ip

Акт камеральной проверки

Акт камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) - организации, индивидуального предпринимателя

Камеральная налоговая проверка проводится по каждой поданной компанией или предпринимателем в ИФНС декларации (расчету) и не требует специальных распоряжений руководства инспекции. Осуществляется подобная проверка без выезда на место нахождения налогоплательщика.

Суть ее заключается в проведении автоматизированной сверки контрольных соотношений сведений деклараций и расчетов с базой данных за прошлые периоды и финансовой отчетностью.

Часто камеральная проверка ограничивается отслеживанием правильности арифметических расчетов в представленных декларациях.

Если расхождений или ошибок не установлено, то проверка на этом заканчивается. Законодательством не установлена норма, диктующая обязательное составление акта, если нарушения отсутствуют.

Но при выявлении фактов неправильного исчисления налогов, несоответствий, расхождений или ошибок инспектором составляется акт камеральной налоговой проверки, являющийся документом, констатирующим выявление нарушений по представленным компанией декларациям.

Разберемся, что отражается в этом документе, каким требованиям закона он должен соответствовать и в какие сроки составляться. 

Акт камеральной проверки: когда его оформляют

Итак, составлению акта предшествует проверка, осуществляют которую в течение 3-х месяцев с даты представления компанией декларации. Например, если поданы декларации 20 марта, то срок окончания проверки наступает 20 июня. Отражать документ должен только конкретные факты и выводы, основанные на действительности нарушений НК РФ.

Акт камеральной налоговой проверки, фиксируя результаты проведенного контроля, оформляется в десятидневный срок после ее окончания, т.е., если проверка завершена 20 мая, акт должен быть составлен 30 мая. Регламентирует составление акта ст. 88 и 100 НК РФ.

Они же обязывают инспектора перед оформлением документа принять и рассмотреть представленные налогоплательщиком разъяснения и документы.

Акт камеральной налоговой проверки, образец которого представлен ниже, составляется в 2-х экземплярах и в строго утвержденной форме. Он подписывается двумя сторонами – инспектором ИФНС и полномочным представителем проверяемой компании.

Руководитель компании, в которой проверка была проведена, должен быть ознакомлен с актом в течении 5-ти дней после его составления и заверить подписью факт ознакомления.

Структура и содержание акта проверки

Акт проверки содержит:

  • вводную часть, где приводятся общие сведения о проводимой проверке, компании (ее филиале), в которой она проводится;
  • описательный блок с раскрытием фактов нарушений налогового законодательства, базирующихся на документальных подтверждениях, изложенных с максимальной четкостью и систематизированием;
  • итоговую часть, т. е. выводы о результатах проверки и наличии налогового правонарушения, сведения о последствиях выявленных недостатков, а также вынесение предложений по их устранению.

Неотъемлемой частью акта являются приложения, оформляемые к нему. Это – доказательства с подтверждением фактов нарушений, связанных с начислением и уплатой налогов и пеней. К ним относятся необходимые пояснения, дополнения, справки, расчеты расхождений между заявленными компанией данными и установленными в ходе ревизии и другие документы, оформленные проверяющим инспектором.

Вручение акта камеральной налоговой проверки

Ознакомить руководство компании или ИП с актом камеральной проверки необходимо в течение пяти рабочих дней после даты его оформления. Проверяемые подписывают все экземпляры акта.

На экземпляре, остающемся в ИФНС, представителем фирмы делается запись о получении акта и заверяется подписью. Роспись в акте является подтверждением вручения акта, а не о согласии со всеми указанными в нем фактами.

Обычно налоговики уведомляют налогоплательщика о необходимости получения акта.

При отказе в получении акта ИФНС отправит его по почте по месту нахождения компании или адресу предпринимателя, предварительно сделав соответствующую отметку на последнем листе и заверив этот факт росписью инспектора. Выслать акт почтовым отправлением налоговая инспекция обязана также в 5-тидневный срок с момента составления акта.

Возражение на акт камеральной проверки

Если руководитель компании (предприниматель) не согласен с выводами акта проверки, то ему следует, не откладывая составить письменные возражения по акту камеральной проверки. Образец составления этого документа (т.е. его объясняющая часть) может быть, например, таким:

Возражения должны быть четко сформулированными, информативными, краткими с точным перечислением фактов, с которыми проверяемая компания не согласна.

Акт камеральной налоговой проверки: образец заполненный

Акт камеральной налоговой проверки, образец составления которого мы представили, весьма приблизителен. Он показан в публикации для общей наглядности.

Источник: //spmag.ru/articles/akt-kameralnoy-proverki

Камеральная налоговая проверка в новом обличье

Акт камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) - организации, индивидуального предпринимателя

Продолжая анализ внесенных изменений в части администрирования налогов, хотелось бы отметить, что благоприятных для налогоплательщиков поправок нет. Нововведения, принятые Федеральным законом от 28.06.2013 г.

№134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее по тексту – Закон №134-ФЗ) направлены на ужесточение мероприятий, проводимых в рамках камеральной налоговой проверки и призваны пресекать операции с использованием так называемых фирм-однодневок.

ОТЛИЧИЕ ВЫЕЗДНОЙ ОТ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Камеральная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ). Согласно п. 1 ст.

88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится не на территории налогоплательщика, а по месту нахождения налогового органа.

Истребование документов у налогоплательщиков при проведении камеральных налоговых проверок ограничены положениями ст. 88 НК РФ.

Начиная с 2014 г., налогоплательщик уже испытал на себе пресс введенных изменений в части проведения камеральных налоговых проверок

Уже в этом году в копилку оснований для истребования документов и пояснений с целью проведения камеральных налоговых проверок добавлены «убыточные» декларации (по всем налогам), а также уточненные налоговые декларации с уменьшенной суммой к уплате в бюджет (п.3 ст.88 НК РФ). Налогоплательщик, подавая уточненную налоговую декларацию (налоговый расчет) на «минус», автоматически получает требование предоставить пояснения, обосновывающие размер и причину убытка.

Прежде чем перейти к рассмотрению нововведений, проанализируем важное для налогоплательщиков Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г.

№33 «О некоторых вопросах, возникновения у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС» (далее по тексту – Пленум №33) в части правомерности истребования документов в рамках камеральной проверки при осуществлении не облагаемых (освобожденных) от НДС операций.

КОГДА К ВАМ МОЖЕТ ПРИЙТИ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА?

«Льготная» камеральная проверка

Львиная доля арбитражных споров посвящена вопросам предоставления документов, подтверждающих право на применение налоговых льгот. Так, согласно п.6 ст.88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговой декларации с заявленным правом на применение налоговых льгот, налоговые органы вправе запросить документы, подтверждающие эти льготы.

Порядок истребования налоговыми органами документов в части применения налоговых льгот рассмотрен в п.14 Постановления Пленума №33.

В силу п.6 ст.88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Как отмечено в п.14 Пленума №33, при применении указанной нормы необходимо использовать понятие «налоговая льгота» в смысле, определенном п. 1 ст. 56 НК РФ. А согласно п. 1 ст. 56 НК РФ, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

То есть, под действие п.6 ст.88 НК РФ подпадают те перечисленные в ст.149 НК РФ операции, освобожденные от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.

В качестве примера налоговых льгот судьями приводятся следующие операции:

  •  реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций (пп.5 п.2 ст.

    149 НК РФ);

  •  реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями (пп.1 п.3 ст.

    149 НК РФ);

  •  реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в пп. 12.2 п. 2 ст.149 НК РФ), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (пп.2 п.3 ст.

    149 НК РФ);

  •  оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп.14 п.3 ст.149 НК РФ).

В подобных ситуациях налоговые органы вправе запросить документы, подтверждающие использование налоговых льгот.

Вместе с тем не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения в силу п. 2 ст. 146 НК РФ или освобождаемым от налогообложения в силу ст. 149 НК РФ, когда целью освобождения не являлось предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

В этих примерах наглядно показано различие между операциями, по которым предоставление документов в рамках камеральной налоговой проверки обязательно, от операций, по которым налогоплательщик вправе не представлять документы и, соответственно, не уплачивать штраф по ст.126 НК РФ.

Одним из излюбленных запросов налоговых органов, осуществляемых в ходе камеральной налоговой проверки, являются истребование документов по операциям реализации лома и отходов черных и цветных металлов.

Согласно пп.25 п.2 ст.

149 НК РФ данные операции не подлежат налогообложению НДС (освобождаются от налогообложения) и отражаются в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению».

Так, в одном из рассматриваемых судебных решений (Решение арбитражного суда Брянской области от 08.08.2014 г. №А09-6248/2014) при проведении камеральной проверки налоговый орган направил налогоплательщику требование о представлении следующих документов:

  • книга покупок;
  • книга продаж;
  • копии полученных и выданных счетов-фактур;
  • документы, подтверждающие сумму реализации по операциям, освобождаемых от налогообложения по НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ (договоры, заключенные с поставщиками и покупателями товара, товарные накладные, ТТН, ж.д. накладные).

Посчитав указанное требование налогового органа незаконным, налогоплательщик не исполнил его, что впоследствии привело к штрафным санкциям.

Как указал суд, одним из показателей по которому тот или иной пункт ст. 149 НК РФ, признается льготой или нет, является указание на определенный круг лиц, которым дается такое освобождение.

Исходя из этого, вердикт суда – операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов не являются налоговой льготой, поскольку не предоставляют преимущества одному лицу перед другим, следовательно, требование инспекции о предоставлении документов на подтверждение льготы является незаконным.

На сегодняшний день арбитражные суды уже «взяли на вооружение» позицию Пленума №33 и в своих решениях опираются на вышеприведенную аргументацию.

АРБИТРАЖНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ (НАЛОГОВЫЙ АРБИТРАЖ)

Проанализируем последние судебные баталии на предмет того, какие операции могут рассматриваться как льготные, а какие представляют собой лишь специальные правила налогообложения и, соответственно, на них распространяется иммунитет на представление документов в рамках камеральной проверки:

Реквизиты судебного решения

Вердикт суда

Решение арбитражного суда Удмуртской области от 22.08.2014 г.№А71-6132/2014

Поскольку в пп.13 п.2 (услуги по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов) и пп.15 п.3 ст.

149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО) предусмотрены специальные правила налогообложения соответствующих операций, а не нормы об освобождении определенной категории лиц от уплаты налога, то заявителем в налоговых декларациях налоговые льготы использованы не были, в связи с чем налоговый орган не вправе был истребовать у заявителя документы, указанные в требованиях.

Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 г. №А29-8987/2013

Сославшись на статью 56 НК РФ и Постановление, суд указал, что налоговые освобождения, которые указаны в пп. 4 (услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность) и пп.25 п.

2 (реализация лома и отходов черных и цветных металлов), а также в пп. 15 п. 3 ст.

149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО), не носят характера налоговых льгот, поскольку не являются преимуществами, предоставляемыми лишь отдельным категориям налогоплательщиков.

Решение арбитражного суда Приморского края от 18.07.2014 г. №А51-11425/2014

Источник: //rosco.su/press/kameralnaya_nalogovaya_proverka_v_novom_obliche/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.